Да и мы сами видим: то, что еще десять - пятнадцать лет назад считалось невозможным, позорным, стыдным или, по крайней мере, таилось где-то на дне, в глубинах общества - все это мощным потоком вылилось на авансцену.
Процесс коснулся и половых отношений, а посему чувствовать себя защищенными от СПИДа или обычных половых инфекций сегодня не может никто.
У людей самого разного положения и образа жизни могут быть общие половые партнеры. Поэтому многие врачи -сексологи считают само понятие "групп риска" неточным и устаревшим.
Риск существует для всех, кто сам, лично не защищает себя от возможности заражения. Правильнее говорить не о группах риска, а о "рискованном поведении".
И меру риска, и степень защиты от нежелательных последствий от подобного поведения каждый должен определять сам. Но разумный человек, думается, обязательно позаботится о максимальной защите.
А на сегодня такую защиту может обеспечить только …презерватив.
История презерватива началась тысячи лет назад. Его использование для предохранения от нежелательной беременности и половых инфекций было известно еще древним китайцам и египтянам.
Делали их тогда из кишок и мочевых пузырей животных, из тонкой кожи и шелка. Египетские фараоны, имевшие множество жен и наложниц, применяли их, чтобы сократить численность своего потомства, которое могла со временем внести династические смуты в государство.
В Древнем Риме в качестве презервативов применялись тонкие кожаные чехольчики, пропитанные смолами. Сохранились описания ритуалов, когда в храме муж, отправлявшийся в долгий зарубежный военный поход, вручал жене искусственный половой член, изготовленный из дерева или слоновой кости, а она ему - прообраз современного презерватива из рыбьего пузыря, плавающий в горшке с ароматическим маслом.
Предприимчивые японцы кроме как из рыбьего пузыря делали презервативы и из внутренней пленки панциря черепахи.
Арабы украшали свои презервативы бантами и драгоценными камнями. О том, какие ощущения испытывались во время их применения, история умалчивает…
В новое время изобретателем презерватива считается венецианец Фаллопиус.
В 1560 или близком к этому году он предложил венецианским мужчинам использовать во время полового акта полотняный мешочек, пропитанный специальным составом. Надо сказать, что это изобретение отвечало жгучим потребностям дня - по всей Европе бушевала эпидемия сифилиса.
Но итальянский изобретатель не сопроводил свое "изделие" инструкцией и через несколько дней его с позором выгнали из города. Потребители не могли предположить, что оно только одноразового пользования.
В результате люди продолжали заражаться сифилисом, что нанесло репутации вновь придуманного контрацептива сильный удар.
С середины девятнадцатого века, когда был открыт метод вулканизации резины, именно ее стали использовать для изготовления кондомов. Но первые подобные изделия из каучука по своей прочности и жесткости напоминали галоши. Только в 1921 году, когда был изобретен способ вулканизации латекса, презерватив приобрел современный вид: на 92 процента он состоит из латекса, добываемого из сока гевеи и восемь процентов составляют различные вулканизаторы, стабилизаторы и другие добавки.
Резиновые презервативы ушли в прошлое: сегодня основное мировое производство презервативов сосредоточено в районах, близких к местам произрастания гевеи - в Малайзии, Индонезии, Корее, Китае, Индии и других странах. Презерватив становится с каждым годом все нежнее и тоньше и сегодня "дошел" до того, что проверяется электроникой.
Нынче выбор "изделия № 2", как стыдливо называли презерватив в советские времена, чрезвычайно велик. Исследования маркетологов показывают, что одновременно на рынке присутствуют около 100 видов презервативов. Недавно были опубликованы исследования компании Gallup, которые выявили предпочтения покупателей в этом вопросе. Лидерами продаж стали презервативы фирмы Contex - их предпочитают около 20 процентов покупателей.
Далее, по убывающей, идут презервативы под маркой Vizit, Durex, Sicо, Innotex, Kama Sutra, Simplex, Ванька-Встанька, Masculan, Life Stiles.
Исследование проводилось в России, однако нет оснований полагать, (судя по высказываниям фармацевтов), что в Казахстане предпочтения покупателей сильно от них отличаются. Основными критериями для выбора той или иной марки, по словам покупателей, является качество и хорошая репутация фирмы.
В нашей стране презервативы не производятся и все поставляются из-за рубежа - примерно около 23 млн. штук в год.
Это цифры официальных источников, однако многие специалисты считают, что даже минимально возможное потребление этих изделий должно составлять не меньше 45 - 50 млн. штук в год.
Следовательно, недостающая часть поступает либо контрабандой, либо наше население, в отличие от многих других стран, ведет абсолютно беспечный образ интимной жизни.
Угрожающее количество абортов свидетельствует, скорее о второй версии. Достаточно стабильная ситуация с венерическими заболеваниями заставляет предпочесть первую.
Думается, истина где-то посередине: и контрабандного, некачественного товара на рынке достаточно, и легкомыслия у граждан хватает.
Производство презервативов - весьма прибыльный бизнес, ведь стоимость упаковки с тремя изделиями колеблется в магазинах и аптеках от 1 до 3-4 долларов. Однако и конкуренция здесь очень жесткая - многие хотят заработать на самом могучем человеческом инстинкте.
Чего только не придумывают производители, чтобы привлечь покупателей! Презервативы выпускаются самых различных цветов и размеров, с особыми смазками, с ароматом клубники или банана, с шипами и выступами. Вполне серьезно в специальной литературе говорится о разработке "поющих" презервативов!
Тонкость современных презервативов дошла до 0,02 миллиметра - при сохранении хорошей прочности. Недавно, как рассказывают фармацевты, у нас на рынке появился презерватив со смазкой "продлевающего" действия.
Он обработан специальным анестезирующим веществом - бензокаином, которое снижает чувствительность рецепторов у мужчин, благодаря чему можно значительно продлить время полового акта.
Но главное, для чего сегодня нужен презерватив - это защита от инфекции. С нежелательной беременностью хорошо справляются различные химические и гормональные средства.
А вот, чтобы предохраняться от заразы - надо просто правильно ими пользоваться. Как ни странно, многие люди не умеют…
Врачи Алматинского кожно-венерологического диспансера рассказывали мне, что им даже приходится в ходе профилактических обследований и бесед с группами риска, например, с проститутками, учить их правильно надевать презервативы!
И это беда не только казахстанцев - с проблемой сталкиваются во всем мире. Недавно американские врачи провели исследование среди почти двухсот молодых людей одного американского университета.
Оно показало, что 30 процентов опрошенных надевали презерватив наизнанку, 40 процентов не оставляли свободного пространства у него в конце, 43 процента надевали презерватив до начала полового акта, а еще 15 … снимали презерватив до его окончания!
- Если бы провели такое исследование у нас - результаты были бы еще печальнее, - считает врач-сексолог Валерий Драмоян, - ведь у нас население вообще темное, во многих деревнях и аулах о презервативе только слышали, а как его использовать - не знают, да и стыдятся - не принято, мол…
Половое просвещение юношей и девушек пущено на самотек, на волю улицы и "знающих" приятелей и друзей. А между тем, я считаю, что если бы в школах опять ввели обучение подростков лет 14 -15 элементарным правилам предохранения, во много раз меньше было бы и криминальных абортов, и заражения молодых всякой гадостью. Поэтому презерватив - не панацея от всех бед, он только уменьшает риск заражения. В коробочку каждого презерватива - если он качественный, от хорошей фирмы - вложена подробная инструкция по применению - но кто ее читает?
Однако если его использовать правильно - служит надежной защитой от всех половых инфекций, в том числе и от СПИДа. Естественно, если это хороший, качественный презерватив. В продаже сейчас множество дешевых подделок, которые лучше не покупать. Они часто рвутся при половом акте, сводя на нет все усилия по защите от возможного заражения.
Лучше выбирать презервативы надежных и известных фирм, с маркировкой СЕ, которая означает, что изделие сертифицировано Европейским Союзом.
Через такую латексную мембрану вирус СПИДа гарантированно не может проникнуть. Был даже проведен эксперимент: изготовили крошечные стеклянные шарики, размером с вирус - около 110 наннометра. В эксперименте число шариков значительно превышало количество вирусов в мужской сперме. Шарики вместе с жидкостью помещали в презерватив и продавливали с усилием, большим чем при половом акте. Эксперимент показал, что презерватив не пропустил ни одного шарика. Это потому, что качественные презервативы состоят из двухслойного латекса, технология которого исключает появление сквозных пор.
Длина имеет значение и в случае с презервативом. Большинство мужчин в мире предпочитают презервативы шириной 52 - 54 мм и длиной 178 мм.
По стандартам Евросоюза все презервативы делятся на три категории: средние - шириной 49 мм, большие - 52 мм, и очень большие - 56 мм.
Но выпускаются и еще большие изделия, носящие маркировку trojan large, длиной 214 мм и шириной 58 мм.
Так что при покупке презерватива обязательно нужно смотреть на маркировку, но этого тоже в 90 процентах случаев никто в Казахстане не делает.
К сожалению, использование презервативов при случайных половых контактах до сих пор не стало важнейшим правилом среди наших людей, считают казахстанские врачи - венерологи.
Отсюда - стабильно высокий рост числа венерических заболеваний в стране, в том числе и СПИДа. В погоне за остротой ощущений люди забывают об осторожности и, хотя эти "тонкие штучки" всем доступны и всегда могут быть под рукой, пренебрегают ими.
И совершенно напрасно - надежнее "стража" в таких ситуациях наука еще, к сожалению, не придумала.