С этим молодым англичанином мы познакомились в минувший вторник по пути в Иле-Алатауский национальный парк. Том уныло брел, не понимая куда. Прежде чем “потеряться” в Казахстане, он пролетел, проехал и прошел десятки тысяч километров.
В пыльных, но дорогих кроссовках, с двумя рюкзаками и пакетами с провизией Том стоял на дороге и пытался поймать сотовый сигнал, вытянув руку вслед заходящему солнцу.
Молодому человеку было невдомек, что связь с миром оборвалась еще 50 километров назад. Подключение к Интернету всего в двух часах езды от Алматы превратилось для него в квест-нервотрепку. Но Тому повезло: он встретил гостеприимных алматинцев, готовых помочь заблудившемуся иностранцу. Шотландские туристы были шокированы жуткими туалетами в Казахстане
Его шелковый путь
За пару минут мы выяснили, что ему нужен центр семейного отдыха в заповеднике. Геолокация за отсутствием Интернета отказывалась показывать место ночлега, и Том запаниковал.
– Nice car, – что означает “хорошая машина”, сделал нам комплимент английский турист, усаживаясь рядом с водителем.
– Откуда вы? Что привело вас в Казахстан?
– Я из Лондона. Хочу пройти по Великому Шелковому пути. Был в Монголии, Узбекистане, вот теперь здесь. У вас очень красиво. И удобно. Не то что в Монголии…
Мы переглянулись и довольно причмокнули.
– Да, у нас хорошо, красиво. Как попали в эти места? Долго пешком идете?
– Часа два уже. Из Алматы до Есика на автобусе доехал за 200 тенге. Оттуда на такси за 2 000 тенге и вот теперь иду пешком. Спасибо, что остановились, помогли.
Получается, что десятки километров на автобусе Том проехал всего за 200 тенге, а вот за 7 километров местные таксисты срубили с него две тысячи и даже не потрудились довезти до места назначения.
Бросили на трассе. Обидно, но говорить Тому, что его надули, мы не стали. Тем более что за разговором незаметно подъехали к посту на въезде в заповедник.
– 440 тенге с человека, 350 тенге с детей от семи лет, – сказал как отрезал инспектор в окошке.
– За что? – спрашиваю.
– Вот приказ от государственного учреждения “Природный Иле-Алатауский национальный парк”. 200 тенге за использование троп, полян, объектов инфраструктуры. Остальные 240 тенге за использование особо охраняемых территорий, – инспектор протянул листок с приказом. Видимо, не я первая интересуюсь.
Заплатили, получили чек, поехали использовать тропы и поляны. Кругом пустые бутылки, пластиковые пакеты, арбузные корки – в общем, горы мусора. Почему администрация парка не принимает никаких мер по уборке территории? Мы не первый год приезжаем всей семьей в это удивительное по своей красоте место, мусор здесь уже стал частью общего пейзажа.
Пока ищем центр семейного отдыха, продолжаем дружеский допрос нашего гостя. Том не стесняется, рассказывает.
– Казахи особо не обманывают, но цены на услуги явно завышают. Мне очень понравилось в Астане и Алматы. Красивые города. Инфраструктура у вас развита, не то что в Монголии.
Да уж. Инфраструктура у нас развитая... Огорчать просто не хочет. Мы пока до Есика с Кульджинской трассы доехали, чуть машину не угробили. Яма на яме.
Не трасса, а стиральная доска. А какие ухабы пришлось объезжать на трассе Есик – Тургень!
Прибавим к этому отсутствие освещения в темное время суток. Темень на трассе – хоть глаза выколи. И никаких указателей. Только изодранные ветром и временем билборды…
Аким на связь не выходит
Иле-Алатауский национальный парк привлекает не только туристов, но и жителей Алматы и области горной прохладой и необыкновенной красотой. Но если алматинцы знают эти места как свои пять пальцев, то как быть иностранным туристам? Откуда им знать, какие красоты их ждут совсем недалеко от города? Конечно, из Интернета. На странице района.
Однако сколько лет не обновлялся сайт акимата Енбекшиказахского района, остается только догадываться.
Узнать о том, что делается в таком туристически привлекательном регионе, как развивается и на что районные власти во главе с акимом Бинали Ыскаком обращают особое внимание, не удалось. Двое суток я тщетно пыталась дозвониться до его приемной. Еще неделю вела переговоры с помощниками, замами, начальниками департаментов, которые должны были рассказать, как же здесь развивается туризм. Но тщетно. В акимате, как говорится, “все ушли на фронт”, а когда вернутся, не уточнили. Секс-туризм процветает: иностранцы откровенно рассказали, как надо кадрить девушек в Алматы
Заметила, что на территории национального парка как грибы после дождя появляются новые зоны отдыха: домики, бассейны, рыбалка, конные прогулки. Номера люкс и койко-места.
Кстати, наш новый знакомый снял одну из восьми кроватей в комнате за 2 500 тенге в сутки. Но его, несмотря на бронирование по Интернету, никто из администрации центра не встретил, не улыбнулся, не разместил вовремя, не накормил…
Уставший с дороги англичанин стоял где-то в середине своего Шелкового пути и не понимал, что он должен сделать такого, чтобы его наконец-то заметили и обслужили так, как полагается.
Наргиз СЕВЕРНАЯ, АЛМАТЫ