Рождаемость здесь зашкаливает, в разы превышая как районные, так и областные показатели. Дефицит мест в детских садах и переполненные классы в школах специалисты объясняют стабильно высоким уровнем жизни сельчан.
В центре села имеется светофор по причине интенсивного движения автотранспорта. Дороги здесь ежегодно ремонтируют. А сельчане ходят не по пыльным обочинам, как это бывает в сельской местности, а по тротуарам, да еще с бордюрами. Как в городе.
Для парней здесь широкий выбор спортивных площадок и секций. Для представительниц прекрасного пола имеется торговый центр и вечерние посиделки с подружками и рукоделием. После трудового дня молодежь не слоняется по селу с пивом и буйными фантазиями, а находит себе дело по душе.
Характерная деталь, на которую невольно обращают внимание приезжие, - далеко не в каждом дворе можно услышать лай собак. «Да они нам и не нужны, - говорят хозяева. - Спокойно у нас, разбойников и воришек нет».
Здесь не принято употреблять спиртные напитки - это не позволяют каноны ислама, которых строго придерживаются сельчане.
И еще - здесь с огромным уважением относятся к пожилым людям, окружая аксакалов любовью и почитанием. А в местном музее, богатым экспонатам которого мог бы позавидовать областной музей, бережно сохраняют историю родного края.
Великое переселение
Речь идет о селе Масанчи, что в 60-ти км от райцентра Кордайского района, села Кордай. Это самый крупный населенный пункт в районе, здесь проживает 18 тыс. жителей, из которых 94% составляют представители дунганской диаспоры.
К селу примыкают 1 600 га поливных земель, возделываемых масанчинцами по паевым долям. Примерно 80% сельчан трудоспособного возраста занимаются земледелием, что неудивительно, так как дунгане традиционно считаются мастерами по возделыванию сельхозкультур. Переселившись в XIX веке из Китая из-за преследований Циньской династии, дунгане принесли с собой свои традиции и обычаи, а также высокую культуру земледелия.
«История говорит о том, что дунгане перешли на территорию нынешнего Казахстана и Кыргызстана тремя группами, - рассказал корреспонденту МИА «Казинформ» аким села Масанчи Яргубе Искаков, сам он в четвертом поколении переселенцев. - В ноябре-декабре 1877 года через горы Тянь-Шаня в пределы современного Кыргызстана пришла первая группа - шэньсийская, перезимовала в Киргизии и весной попросилась в эту дальнюю от всех трасс местность, где теперь село Масанчи. Там, в Кыргызстане, по оживленной торговой дороге, за предводителем дунганского восстания Биянху шли карательные отряды, чтобы его убить. А здесь было спокойно. Тогда этим регионом руководил Ногайбай-бий. С ним и состоялась встреча дунганских переселенцев, прошли переговоры - и эта земля была определена дунганам. По сути, село Масанчи - это первое поселение дунган на казахской земле. К осени 1878 года здесь уже были первые мазанки...»
Яргубе Гейсырович рассказал, что в с. Масанчи проживают представители десяти национальностей - дунгане, русские, казахи, украинцы, кабардино-балкары, киргизы, узбеки, уйгуры, татары. «Живем нормально, дружно, никаких проблем совместного общежития у нас нет», - подчеркнул он.
Основная масса дунган, по словам собеседника, обосновалась в кордайских сёлах Масанчи, Сортобе, Булар батыр, Рисполе, Аухатты, Карасу. Сейчас это называется «колхозная зона», расположена она к востоку от с. Кордай. На 140 тыс. населения Кордайского района около 39% составляют дунгане.
На своем веку село Масанчи пережило несколько переименований. Об этом рассказал учитель истории местной школы, а по совместительству хранитель фондов сельского историко-этнографического музея Муса Лочь. «В 1878 году наше село получило название Каракунуз, - говорит Муса Губарович. - По одной версии, так назвали село, потому что здесь было много огромных черных жуков. По другой версии, окрестные жители так прозвали дунган, которые, как жуки, с утра до ночи возились с землей, возделывая ее. В 1903 году, в год 25-летия переселения дунган, жители обратились с прошением к царю Николаю II, назвать село именем российского императора. Такое разрешение было дано - и село стало называться Николаевка. После Октябрьской революции, в 1918 году, вернулись к прежнему названию Караконуз. И только в 1965 году село получило название Масанчи - по имени героя дунганского народа Магазы Масанчи, участника революционного движения, гражданской войны и борьбы за установление Советской власти в Средней Азии и Казахстане».
Всё познается в сравнении
«Вот недавно я был в составе команды велопробега «Дружба» в киргизском город Ош (у нас в селе есть и команда велосипедистов, к слову), посмотрел, как там люди живут, - продолжает Яргубе Гейсырович. - Грех жаловаться, у нас жизнь очень хорошая! Редко в каких странах люди, имеющие низкий прожиточный уровень, находятся на обеспечении государства, как у нас. В нашем селе есть 183 семьи малоимущих граждан, все получают ежемесячные пособия. Государство платит зарплату соцработникам, социальным педагогам, чтобы они ходили на дом к детям, которые не могут посещать школу, и обучали их. За 6 лет, что я работаю сельским акимом, нам за счет государства построили большую школу на 825 мест. Мы провели уличное освещение, ремонтируем дороги, прокладываем тротуары. За счет бюджетных средств отремонтировали старый детский сад, в этом году начали строительство нового детсада на 280 мест».
Упомянул сельский аким и о проблемах. «Конечно, в таком большом селе проблем хватает. Нет центральной канализации, а для такого большого села это актуально. Остро стоит вопрос с выделением участков под строительство. Все семьи в Масанчи многодетны, рано женятся и выходят замуж. Зачастую в одном доме проживают несколько поколений, молодежь хочет отделяться, строиться. Генплан развития села Масанчи мы получили. Однако вопрос выделения участков решить пока не можем, инфраструктура не готова. Чтобы сделать, нужны средства - к участкам воду провести, электроэнергию, дороги, это всё стоит больших денег. Но потихоньку решаем. Заявку дали, готовим проектно-сметную документацию. С другой стороны, мы сами себя смогли обеспечить качественной питьевой водой. Несколько кварталов объединяются, забивают артезианскую скважину, водопровод проводят к каждому дому, и в каждом доме теперь из крана бежит вода», - говорит аким.
«Не в каждом селе, стоящем вдалеке от крупных магистралей, имеется светофор, - не без гордости говорит Яргубе Гейсырович. - У нас тротуары, как в городе, бордюры. Недавно появился торговый центр. Работаем! Работы еще уйма. Остается открытым вопрос с обеспечением детей местами в школах и детсадах. Три школы у нас, там обучаются 3,5 тысячи детей. Население растет, дети рождаются, мест в детсадах и школах не хватает. Нам надо и хорошую больницу, родильный дом, гинекологический центр. Наш регион дает самые высокие демографические показатели рождаемости. В целом этот вопрос с китайскими инвесторами уже решен, планируем начать строительство больницы весной будущего года. За последние два-три года построили мини-футбольную площадку, круглые сутки там играют. В этом году ко Дню Конституции открыли борцовский зал, 70 человек занимаются. Спортивные ребята есть, профессионалы, борцы! Есть у нас и теннисный центр. Молодежь Масанчи очень хорошо играет в теннис. Практически каждый год мы завоевываем призовые места на олимпиадах школьников, выезжаем в другие города Казахстана, в этом виде спорта образовалась целая плеяда спортсменов. Осталось только большой футбольный стадион привести в порядок, облагородить, трибуну сделать, засеять газонными травами. Когда есть вот такой широкий выбор - борцовский зал, теннисный, мини-футбольная площадка, то детям, молодежи, некогда заниматься ерундой. Если вы обратили внимание, у нас в селе нет праздно шатающихся, прилюдно выпивающих молодых людей. Такого, чтоб на кортах сидели, у нас не увидите. Днем они работают в поле, вечером пошли поиграли, позанимались спортом - уже не остается энергии на всякие глупости. Рано утром опять на работу», - говорит собеседник.
Только трудом можно добиться процветания и благоденствия для себя, своей семьи, своей страны, под гостеприимным шаныраком которой обрели Родину сотни народов, чтобы вместе строить будущее процветающего Казахстана, уверен аким села Масанчи.