Как известно, деньги не пахнут. Но прислушается ли к ученому глава “Самрук-Энерго” Алмасадам Саткалиев?
– Дерьмовая у нас экология, – сказал мне на днях в сердцах водитель такси и закашлялся. С наступлением отопительного сезона мегаполис покрывает черная пелена, ТЭЦки работают на угле, и, как бы нас ни уверяли, что там стоят супернавороченные фильтры, дышать с каждым годом все страшнее. Но энергетики не спешат внедрять альтернативные источники энергии. Да и вроде как их доводы звучат вполне убедительно. Солнечная энергия? Заканчивается ночью. Ветровая? Вообще не вариант для города, в котором застаивается воздух, как в яме. Гидростанции на реках работают по сезонам. И даже газ – слабая альтернатива для Алматы. Поэтому уголь везут через всю страну вагонами, пыль стоит столбом, и, как встарь, топят город по-черному.
Изобретатель Александр Галитовский решил кардинально поменять эту ситуацию. Ему пришла в голову идея, которая решит сразу несколько проблем: очистит город от смога, сделает киловатт энергии более дешевым и навсегда снимет энергетический голод Алматы.
Нас обогреет канализация?
“Разруха не в клозетах, а в головах”, – говорил классик. А изобретатель Александр Галитовский предлагает навести порядок и там и там. А высокопоставленным чиновникам взглянуть на энергетику страны более свежим взглядом. Он пришел в редакцию со своим проектом. И подробно рассказал, как можно сделать город теплее и светлее благодаря отходам жизнедеятельности, а точнее, используя центральную канализацию. Сам он технарь до мозга костей, всю жизнь проработал с оборудованием и даже делал задвижки для атомных электростанций. С гордостью рассказывает, что после аварии в Чернобыле задвижка, изготовленная им, осталась цела и предотвратила, возможно, еще более страшные последствия.
Сегодня же он озабочен другой катастрофой – ужасной экологией Алматы. И знает, как решить проблему:
– Так как Алматы – предгорный город и перепады высоты между верхней и нижней точкой достаточно большие, канализационные стоки бегут на его северной границе со скоростью не меньше 60 километров в час. Канал Сарыбулак имеет скорость не меньше 15 километров в час. И это постоянный источник энергии, который не зависит от того, день или ночь, зима или лето, – поясняет Александр Галитовский. – А это значит, что не нужно думать об использовании накопителей энергии. К слову, до сих пор человечество не придумало, как сохранять энергию, а аккумуляторы – это дорого, и в таких масштабах о них вообще говорить не приходится. Канализацию невозможно отключить либо приостановить на время. Поэтому надо использовать. И тут на помощь может прийти самый обычный принцип мельничного колеса. Еще во времена Петра I пилили бревна, дробили камень с помощью этого способа.
Идея использовать канализационные стоки пришла мне в голову пять лет назад. Я монтировал в Первомайке оборудование, сделал дырочку в трубе и увидел, с какой скоростью идет поток. Я тогда начал просчет: если поставить колесо диаметром 2 метра, оно будет крутиться со скоростью не меньше 10 тысяч оборотов в час. Для сравнения: ветровые генераторы, 10-киловаттные, там всего 200 оборотов. Для того чтобы воплотить мою идею, нужно собрать три параметра воедино: скорость течения, обороты генератора и крутящий момент генератора. Это простая теоретическая механика.
Длина канализации до озера Сарыбулак от границы Алматы 50 километров. Я не предлагаю делать установки в самом городе. Ориентировочная потребность Алматы на 2020 год составляет 3 тысячи мегаваттов. Эти установки могут закрыть потребность города полностью.
Сама установка сравнительно недорогая, говорит изобретатель.
– Например, ветроустановка на 10 киловаттов стоит 17 500 долларов. Их ставят, а потом молятся, чтобы ветер подул. В России в Чувашии запустили солнечную установку на 500 мегаваттов и заняли 500 гектаров земли, и она стоит больше миллиарда рублей. Стоимость установки, которую просчитал я, около 17 тысяч долларов. Затраты будут. Но даже если их учесть, электроэнергия на выходе все равно получается более дешевой, чем сегодня мы имеем от ТЭЦ, работающих на угле. По моим подсчетам себестоимость электроэнергии будет 3 тенге. Это дешевле, чем на гидростанциях, потому что здесь другой принцип, – уверяет автор проекта.
Почему олигархи не любят малую энергетику?
Казалось бы, вот вам идея на миллион. Но робкие попытки изобретателя обратиться к чиновникам так и не принесли никакого результата, его стали гонять по кабинетам. Их реакция на проект вполне обоснованна, считает Александр Галитовский.
– Мое изобретение относится к видам малой альтернативной энергетики, которая в Казахстане, к сожалению, почти не развивается. Почему? Тут много вопросов. Если мои установки заработают, то та же линия, которая идет из Киргизии в Алматы, окажется не нужна. А сколько на этой линии сидит людей и получает свои прибыли? А куда будут девать уголь?
Вот смотрите: в Алматы ТЭЦ-2 вырабатывает 500 мегаваттов энергии, но это же пшик. А сколько там людей работает, сколько денег в оборудование вкладывают, сколько угля там сжигают!
В общем, вопрос этот сложный. И не исключено, что ученый прав, и мы давно работаем на систему, а не она на нас. Ведь, по сути, даже потребление электроэнергии городом раздуто.
– Если бы у нас было, как в той же Германии: у каждого автономная подача, пришел домой включил электроэнергию, ушел – отключился, обогрел дом – выключил, то и не было бы нужно столько мегаваттов, – считает изобретатель. – Вот вы говорите, почему моя идея не проходит, а скажите, куда олигархи свой уголь будут девать?
Конечно, нелепо обращаться к главному распределителю того самого угля для ТЭЦ – к “Самрук-Энерго”, но все-таки…
Алмасадам Майданович, неужели не найдется в хозяйстве, где крутятся миллиарды, 17 тысяч долларов для того, чтобы построить опытную установку на северной границе Алматы по проекту изобретателя Галитовского? Молим вас ради святого ЭКСПО. Дайте хотя бы маленький шанс альтернативной энергетике и возможность с гордостью заявить международным экспертам о том, что мы не только углем торговать умеем.
Ждем жарких откликов и энтузиазма со стороны властей. Координаты ученого в редакции, и мы готовы предоставить всю полную информацию по проекту.
Алматы