Токаев сменит кабмин в начале 2023 года: что будет с казахстанским правительством

Касым-Жомарт Токаев сменит состав кабмина в начале следующего года. Выступая в Сенате Парламента РК накануне, Президент отметил, что по некоторым ключевым для страны вопросам правительство не проявляет должной активности.

«Я намерен в начале нового года по предложению премьер-министра осуществить ряд кадровых изменений в правительстве. В целом все задачи, стоящие перед ним, масштабные и актуальные», - подчеркнул казахстанский лидер.

Насколько это назревшее и вместе с тем выверенное решение с учетом того, что некоторые из министерств провалили свою работу в уходяшем году? Кто с наибольшей вероятностью покинет свой пост, кто останется и появления каких новых игроков нам, возможно, стоит ожидать? Медиа-портал Caravan.kz приводит мнение отечественных экспертов на этот счет.

Политолог Ислам Кураев считает, что анонсированная главой государства смена в составе правительства – вполне закономерный итог.

«В принципе, в словах Президента Токаева нет ничего нового, и это вполне ожидаемая реакция на то, что кабмин в этом году практически не справился с поставленными главой государства задачами и не оправдал надежд населения. Перед правительством стояло множество задач после трагических январских событий. Первое – это компенсация ущерба и восстановление города Алматы, наиболее пострадавшего в результате беспорядков и разгромов. В последующем же – это стабилизация экономики на фоне войны России и Украины и угроз санкций. Санкции против России сказались на состоянии нашей экономики. Президент сам, от себя лично выстраивал внешнюю политику. При этом он максимально привлекал инвестиции, искал альтернативные пути, но кабинет министров в свою очередь не сумел наладить весь механизм внутри страны, не сумели сработать на местах, в регионах, поскольку министры у нас по большому счету не выездные, а сидячие. И это должно уйти в прошлое и кануть в Лету. Мы ведь говорим о Жана Казахстане, и, соответственно, подходы должны меняться.

Почему Токаев не отправил правительство в отставку

Назревало ли это решение в целом? Да. Мы понимаем, что Президент Токаев переизбрался, и теперь все нерешенные задачи и вопросы в случае, если будут какие-то неудачи, особенно в социально-экономической политике – все будет лететь в адрес Президента, а не в адрес правительства, поскольку народ у нас не всегда особо грамотен в этих вопросах, и полноценного понимания, кто за что отвечает, нет. И для многих Президент всегда будет оставаться крайним. Логично, что Президент отвечает за кабинет министров, предлагает кандидатуру премьера. У него большие полномочия, и он понимает риски и угрозы, особенно репутационного характера лично для него, и он не готов принимать на себя такой удар. Возможно, поэтому Токаев и решил, что куда лучше наладить эффективность правительства.

Касательно прогнозов, кто уйдет, а кто останется: я не готов выделить кого-то особенно, так как продвижений в целом нет. Можно выделить наш МИД, который, пусть с натяжками и проблемами, полностью справляется со своей задачей. Хотя МИД в Казахстане всегда являлся одной из сильнейших структур. Я бы также не стал критиковать Министерство науки, так как его глава получил новое ведомство и давать оценку пока рано. Все остальные министерства имели куда более серьезные проблемы», - сказал нам Ислам Кураев.

Политический обозреватель Газиз Абишев в свою очередь считает, что поверхностный анализ позволяет сделать ряд предположений.

«Кто-то может лишиться вице-премьерской должности по совокупности провалов в курируемых отраслях (оставшись и/или не оставшись в составе кабинета). А кто-то, набрав ход, наоборот, может быть повышен до позиции первого вице-премьера (с соответствующими перспективами). Кому-то из вице-премьеров могут существенно расширить полномочий на конкретных направлениях.

Несколько министров экономического блока (3-4) могут быть выведены из состава правительства в силу отсутствия ожидаемых результатов в борьбе с захлестнувшей страну внешней кризисной волной», - поделился мнением отечественный эксперт.

Финансист Расул Рысмамбетов отметил, что в стране давно назрел вопрос создания теневого аппарата.

«Можно попробовать заменить правительство. Но, если начинать с оценки, важно понимать, что в последние три года наше правительство – и предыдущее, и нынешнее – занималось реагированием на быстро возникающие риски и угрозы. Поэтому сказать, что они смогли проявить инициативу, будет неправильно. Они не могли этого сделать. Ковид, когда мы были связаны по рукам и ногам, и страдал весь мир – это первое. Затем началась война, и правительству пришлось лавировать вместе с президентом по части внешнеполитических вопросов, как правильно не подвести себя под санкции. Поэтому долгосрочных стратегических планов правительство предложить не могло.

Правительство намерено вернуть приватизированные предприятия: что происходит

После первых экономических планов, которые предлагались, стало понятно, что старые институты, нынешние институты не справляются. Именно поэтому, я думаю, президентом было предложено провести выборы в маслихаты, Мажилис, Сенат, полностью обновить институты, чтобы все это функционировало по-новому. Уже в новую структуру можно предлагать и более прогрессивные стратегические инициативы.

Наше нынешнее правительсво, как и многие другие в разных странах мира, физически не успевало реагировать на все. Можно, конечно, поменять игроков, но вообще, на мой взгляд, пора вводить в Казахстане такое понятие, как теневое правительство – такой совещательный орган при правительстве, где воспитывались бы новые административные кадры. Его можно сформировать из корпуса А, из других кандидатов на выдвижение, которые уже прошли какой-то отбор. Можно собрать его из экспертов, но эксперты по большому счету лишь помогают. Нельзя, конечно, понабрать блогеров, чтобы они руководили процессами. Теневой аппарат сам напрашивается. Идей не хватает, попытка правительства поработать с экспертами – крупными бизнесменами, кстати – ни к чему не привела, потому что было видно, что правительство не умеет работать с новыми идеями. Только с планами, которые получает сверху от Президента или АП.

Все равно, кто будет премьером, кто получит пост министра. Я думаю, сейчас структура правительства и кадровый состав должны быть достаточно гибкими. Не важно кто – важно, какие планы они будут реализовывать. А эти планы должны идти из регионов.

Надо тщательно пересмотреть структуры. МИИР у нас очень большой, перегружен функциями. Региональным развитием практически никто не занимается, не работает с акиматами. К примеру, правительство и Сенат могли бы создать структуру, которая собирала бы разные инициативы из регионов. Давно прошло то время, когда из Астаны на карте Казахстана придумывались проекты. Эти проекты должны подниматься снизу вверх и проходить первичную финансовую экономическую оценку. Даже самые-самые социальные проекты должны четко иметь какой-то бюджет и понятный квантифицированный исчислимый эффект для общества», - поделился мнением Расул Рысмамбетов.