“То, во что вы влюбились и без чего не можете жить!”

Приходите в Музей имени Абылхана Кастеева. Не пожалеете. Столичные ценители искусства привезли в Алматы коллекцию “Раритеты галереи “Pygmalion”.

Среди знаменитых имен здесь – Пикассо, Дали, Матисс, Ренуар, Дюрер, Миро, и не только… В одном художественном пространстве их творения соседствуют с шедеврами японской гравюры. Как сказал поэт: “Нет Востока, и Запада нет, есть восход и закат, есть большое слово Земля”.

Первыми зрителями на вернисаже были журналисты, которых здесь познакомили с художественными техниками гравюры на дереве (ксилография), на металле (офорт), на камне (литография), на линолеуме (линогравюра), на картоне…


Пабло Пикассо. "Вещательница", литография, 1963 г.

– Галерея “Pygmalion” предлагает алматинцам и гостям города авторскую печатную графику художников мирового уровня, чьи творческие открытия стали поворотными моментами в истории мирового искусства, – рассказывает куратор выставки, кандидат искусствоведения, ученый секретарь Государственного музея искусств им. А. Кастеева Екатерина РЕЗНИКОВА. – Такая частная коллекция дочери известного казахстанского художника Ерболата Толепбая Данагуль – основателя галереи “Pygmalion”, впервые представлена в алматинском музее и олицетворяет собой символический диалог гениальных мастеров.

Среди экспонатов – офорты XV века (гравюра на меди) Альбрехта Дюрера, графические листы Анри Матисса начала ХХ века, живопись и графика “голубого периода” Пабло Пикассо, первые образцы в жанре сюрреализма, созданные Сальвадором Дали, Жоаном Миро и Марком Шагалом.


Сальвадор Дали. "Дали", литография с подписью, 1973 г.

Причем здесь же в витрине – экспозиция с несколькими образцами клише в качестве примера того, как производится техника такой печатной графики. И это необычайно интересно!

Не менее важная часть выставки – японский блок с произведениями Утагавы Хиросигэ, Утагавы Кунисады, Утагавы Куниёси и Тоёхары Кунитики.

Их направление в изобразительном искусстве “укиё-э эпохи Эдо” (“образы изменчивого мира”) представлено гравюрами на дереве. Каноны его сформировались в XVII–XIX веках, а позже оказали влияние и на французскую живопись. Среди тем жанра: образы прекрасных дам, гейши, сцены постановок театра Кабуки, эротические сюжеты “сюнга” (“весенние картинки”), сцены любования прекрасными явлениями природы, праздники, фейерверки, цветы и птицы. Техника печати таких гравюр в Японии была известна с древности. Но в XVII веке она поднялась до невиданных высот и, соединившись с утилитарным практическим применением, стала необычайно популярной среди жителей японских городов.


Утагава Куниёси. "Биографии мудрых и виртуозных жен", ксилография, 1840 г.

Что интересно, после ознакомительного пресс-тура по выставке журналисты еще долго, будто зачарованные, внимательно всматривались то в один, то в другой экспонат. Это действительно завораживает, вовлекает в некое виртуальное общение с произведением и его создателем. И тут у зрителей вдруг раскрылась шкатулка с вопросами к гиду. Хочется ведь понять, где истоки тех чувств и эмоций, которые пробуждают эти творения?

– Здесь ведь представлены копии? – любопытствует кто-то в зале.

– Нет, мы говорим о печатной графике, – парирует искусствовед. – По сути, она уже является тиражным оттиском. Это то, что существует не в единственном экземпляре, а в определенном их количестве. И чем меньше тираж, тем выше ценность каждого экземпляра. Если вы внимательно посмотрите, то увидите, что почти на каждом произведении внизу через дробь указаны две цифры. Например, 145/250. Это значит, что всего было произведено 250 копий этой гравюры, а данная – 145-я из них.

– Но почему тогда эти гравюры так высоко ценятся?

– Потому что изначально к созданию клише имел отношение один из выдающихся мастеров мировой художественной культуры. И это создано путем живой печати с дерева, камня или металла. Это не принт, при котором одним нажатием кнопки в печать запускается бесконечное число копий, не имеющих ничего общего с искусством. Это совсем другая история.

– Где сейчас хранятся клише этих произведений?

– Многие клише после определенного числа копий уничтожались авторами. А некоторые, как представленные здесь, попали в те или иные коллекции, и теперь их могут видеть посетители подобных выставок.

– Эти работы приобретались на аукционах?

– Нет. Сейчас во многих галереях Европы можно спокойно покупать такие произведения. Их цена там варьируется в среднем от 1,5 до 3 тысяч евро за один оттиск. Соответственно там всё довольно открыто. Конечно, галерея имеет право приобретать за одну цену, а продавать – за более высокую.


Искусствовед Екатерина РЕЗНИКОВА у витрины с клише для гравюр

– Но не логично же покупать через вторые-третьи руки? Тем более что нелегко понять, насколько подлинные эти оттиски.

– Ну если у вас есть возможность поехать в Японию и купить непосредственно у художника – пожалуйста! Это ваше решение, где приобретать. Меня часто смущает еще такой вопрос: “А что вы посоветуете мне приобрести?”. На что я отвечаю: “То, во что вы влюбились и без чего не можете жить!”. Ведь, по большому счету, если рассматривать феномен коллекционирования произведений, в основе его обычно страсть, влюбленность в предмет искусства, без чего человек не может жить. Если можешь – живи! Но если понимаешь, что тебе эту вещь необходимо видеть постоянно, – значит она твоя!