Тлендиев и Абай под… саксофон

Столичная исполнительница Нина МОИСЕЕВА аккомпанирует себе на этом духовом инструменте далеко не первый год. Эффектная блондинка рассказала, как записывала альбом народных песен на казахском языке под чарующие звуки саксофона и что из этого вышло.

Сложный инструмент

Благодаря умению играть на саксофоне и мощному вокалу Нина – довольно запоминающаяся артистка на любом мероприятии. Кроме того, что она поет на разных языках – и романсы, и народные песни, и свои собственные композиции – всё это, в основном под волшебные звуки, которые она умело извлекает из своего инструмента.

– Хочу отметить, что саксофон действительно физически очень сложный инструмент, он требует усилий, выдержки, развития губного аппарата. Самое главное – это разработка и увеличение объема легких и дыхания. Чтобы играть на нем, нужно обязательно огромное количество часов репетиций. Сказать, что это сугубо женский или мужской инструмент, я не могу, есть, например, девушки, которые прекрасно играют на барабанах, несмотря на то, что мы привыкли за барабанной установкой видеть мужчин. В современном мире мало чем можно удивить. Раньше девушка с саксофоном была большой редкостью, и сейчас тоже редкость, но, думаю, в наше время эта гендерная градация стирается и каждый имеет право самовыражаться так, как он чувствует.

– Самым известным у нас музыкантом, который виртуозно владел саксофоном и обладал магнетическим голосом, был Батырхан Шукенов. Вы не были знакомы?

– Я считаю, такие талантливые люди, как он, рождаются раз в несколько сотен лет. Так сложились обстоятельства, что лично я не была знакома с Батырханом, но много о нем слышала. Помимо своего таланта, он отличался тем, что был простым и душевным человеком. Как это принято говорить – никогда не “ловил звезду” и даже осаживал молодых исполнителей, говоря примерно такую фразу: “Звезды только на небе, а мы просто люди, которые своим творчеством делаем этот мир лучше”. Это был великий человек нашей современности, который успел сделать очень многое, и очень жаль, что так рано ушел. Пусть он как можно дольше остается в памяти, в сердцах поколений.

– Расскажите, чем вы занимались до пандемии?

– Активно выступала на разных мероприятиях, на концертах, меня приглашали на съемки, тимбилдинги и так далее. Чаще всего выступала с материалом из моего альбома кавер-версий на народные казахские песни – “Өнерім саған, туған ел” (“Люблю тебя, моя родная земля”), который можно прослушать на всех музыкальных площадках и абсолютно бесплатно в YouTube (на персональном канале Nina Moiseeva). А также со своими авторскими композициями в основном на казахском языке. Есть и на русском, например, песня “Не зови” (клип на нее можно посмотреть на канале певицы). Также публиковала стихи на площадке “Инстаграма”. Сказать, что я великий автор, не могу, но авторские наработки присутствуют во всех моих песнях.

“Пою без акцента”

– Получается, у вас народные песни тоже исполняются под звуки саксофона?

– Да. Всё началось с того, что примерно в 2012–2013 году я записала песню “Саржайлау” Нургисы Тлендиева и решила спеть и сыграть на саксофоне – объединить 2 своих таланта. И, вы знаете, это дало свои плоды, создало определенный резонанс, такое сочетание стало востребованным. Я стала записывать другие композиции. Все они в авторских аранжировках, в каждой из этих песен присутствуют и саксофон, и вокал. Набралось на целый альбом каверов на народные казахские композиции – в него вошли “Япурай”, “Көзімнің қарасы”, “Маусымжан”, “Дударай”, “Қамажай”, “Әдемі қыз”, “Илигай”, “Құсни, Қорлан”. Выступаю с ними абсолютно на любых мероприятиях: и в рамках той-бизнеса, и на заграничных мероприятиях, где нужно представлять столицу, и на телевидении.

Мы как-то давали концерты в посольствах в России, в Израиле и т. д. В силу того, что материал достаточно современный, он хорошо воспринимается. Я знаю, что мои слушатели есть даже в России. Интересно, что моим роликом “Саржайлау” – композицией, на которую мы сняли красивый презентационный видеоклип в национальных костюмах, поздравляют с Наурызом на протяжении уже лет 5!  "Извините, это шлак": казахстанский музыкант раскритиковал той-певцов

– А какие у вас отношения с казахским языком?

– На казахском говорить я люблю, к сожалению, практики мало. Потом, какое-то время я занималась изучением языка дополнительно. У меня с детства тяга к языкам, я также владею английским разговорным. Во время интервью понимаю, о чем говорят. Касательно акцента могу поделиться только взглядом со стороны. Мне часто говорят, что пою и говорю без акцента, причем говорят это носители языка.

Отдохнули во время карантина

– Как ваши творческие дела обстоят сейчас, после больше года карантина и изоляции?

– Запреты и ограничения, которые были введены в связи с пандемией коронавируса, оказали двоякое воздействие: во-первых, начнем с положительных моментов, артисты смогли немного отдохнуть. Возможно, кто-то, наконец, взял отпуск, о котором мечтал на протяжении многих лет. Артистическая сфера – такая, где надо постоянно обновляться, совершенствоваться, выпускать новый материал, и это всё достаточно энергозатратно, даже при всей любви к профессии.

Вторая сторона этой медали: сейчас сложно предсказать, что будет в сфере той-бизнеса. Да, были какие-то отдельные мероприятия, когда ограничения снимались, что-то возобновлялось, но активной деятельности, как раньше – сейчас нет. Многие артисты уходят в онлайн, что мне, к сожалению, не близко. Никакой онлайн не заменит живого выступления артиста, эффекта “мурашек”, которые оно вызывает, поэтому посмотрим, что будет дальше.

– Были ли нелегальные случаи использования вашего авторского материала?

– К сожалению, такие случаи были. Я слышала, что мои произведения играли на мероприятиях, где-то даже с моим голосом и с саксофоном, но отследить это не удалось. Есть несколько человек, которым я дарила свои аранжировки по щедрости своей. В Казахстане это только всё на стадии становления, поэтому, думаю, сфера будет и дальше развиваться, а защита артистов – станет еще качественнее.

– Вы себя как-то защитили в рамках правового поля?

– Да, я достаточно давно сотрудничаю с “Аманатом” – организацией по защите авторских и смежных прав. Никаких эксцессов не наблюдалось, всё хорошо, очень благодарна за проявленный интерес к моему творчеству. Защита авторских прав на аранжировки и на песни нужна – как страховка от кражи, незаконного использования, потому что бывают разные моменты. Это также плюс в сторону монетизации собственного творчества. Я думаю, каждый продукт должен быть защищен авторским правом.

АЛМАТЫ