Тимур САЙФУЛЛИН: Общественные советы составили конкуренцию маслихатам

Когда он создавался, звучали самые противоречивые мнения по поводу целесообразности его существования – от полного неприятия до высоких ожиданий.

Кто оказался прав – сторонники или противники? Своим мнением по этому вопросу с “КАРАВАНОМ” поделился член первого созыва общественного совета города Караганды, председатель постоянной комиссии по социальным вопросам Тимур САЙФУЛЛИН.

– 2 ноября 2015 года вышел Закон “О создании общественных советов”, который вступил в силу 1 января 2016 года. Карагандинский городской общественный совет приступил к работе с 2 марта текущего года, – рассказывает Сайфуллин. – Сразу же были созданы четыре постоянные комиссии: комиссия по социальным вопросам, комиссия по вопросам ЖКХ, по правовым вопросам и противодействию коррупции и комиссия по финансам и бюджету. Как известно, эти советы создавались на общественных началах территориальными органами. Нас, например, создал маслихат Караганды. Он объявил конкурс, на который желающие подали заявки, затем сформировал рабочую группу из общественников и госслужащих, которая разбирала каждую кандидатуру отдельно. В результате в общественный совет города выбрали 30 человек сроком на три года, из них 10 – это госслужащие, 20 – представители гражданского общества. Я прошел как представитель политической партии, будучи вторым секретарем Карагандинского обкома КНПК. И, признаюсь, был несколько удивлен, когда мою кандидатуру предложили в качестве председателя одной из постоянных комиссий.

Цены на некоторые продукты выросли до 200 процентов

– Когда общественный совет был сформирован, как вы, его члены, планировали построить работу?

– Изначально нами был принят и утвержден план работы общественного совета на первое полугодие 2016 года, но в процессе работы он уже неоднократно менялся. Те вопросы, которые планировалось рассмотреть, были оттеснены на второй план теми, которые возникли спонтанно, по обращениям граждан.

– Какие же вопросы на сегодняшний день больше всего волнуют карагандинцев?

– За это время мы сделали много выездов по жалобам карагандинцев. Одним из насущных вопросов, которые мы рассматривали, была проблема общественного транспорта в отдельных уголках нашего города. Жители частного сектора района ЖБИ пожаловались, что в их район ходят всего три автобуса с интервалом движения практически в час. Санитарное состояние средств транспорта, а также отсутствие скамеек на остановке также вызывали нарекания. Мы проверили лично. Действительно, чтобы дождаться автобуса, нам пришлось простоять на остановке, не оборудованной скамейками, практически час. После этого мы направили обращения к городским властям и перевозчикам с требованием решить проблемы карагандинцев, проживающих в этом районе. Этот вопрос и сейчас стоит на контроле у нашей комиссии.

Еще один важный вопрос, который мы рассматривали недавно, – это стоимость питания в детских садах. Инициатива по поднятию цен исходила, как это ни парадоксально, от самих родителей. Они жаловались в горОО, что дети приходят из детского дошкольного учреждения голодные. Я сам родитель и прекрасно вижу, что тех денег, что мы сдаем на питание детей, действительно не хватает, чтобы полноценно их кормить. Поэтому на последнем заседании рассмотрели вопрос повышения стоимости питания в детских дошкольных учреждениях с 7,5 до 10 тысяч тенге. Перед этим члены возглавляемой мной комиссии провели колоссальную работу – запросили все нормативы по питанию в детских садах других регионов Казахстана и даже других стран. Сделали расчеты, исходя из того, сколько один ребенок должен получать масла, мяса, молока и т. д. в день. В течение двух недель мы ходили по детским садам, общались с руководителями, воспитателями, поварами, родителями, привлекали специалистов из сферы общепита. Так, эксперты были изумлены тем, что на 7,5 тысячи можно кормить детей так, как делали это детсадовские работники. Изначально предлагалось поднять цену на питание детей до 12 тысяч, но из опасений, что столь резкое повышение платы тоже будет встречено негативно, сошлись на цене в 10 тысяч. К слову, в последний раз стоимость питания в детских дошкольных учреждениях повышалась в 2011 году, и за пять текущих лет цены на некоторые продукты выросли до 200 процентов.

Самый сложный вопрос

– Все ли вопросы, которые выносятся на рассмотрение общественного совета, предлагаются горожанами?

– Нет конечно. К примеру, мы рассматривали новую программу обусловленной социальной помощи “Өрлеу”, предусматривающую выплаты до 60 процентов от прожиточного минимума на каждого члена семьи. Ее предложил к внедрению городской отдел занятости. Пилотный проект данной программы был реализован в Алматинской, Акмолинской, Жамбылской, Восточно-Казахстанской областях и хорошо себя зарекомендовал. Теперь в виде пилотного проекта мы решили запустить ее в шахтерской столице.

– Какой вопрос, с вашей точки зрения, был самым сложным в рассмотрении?

– Безусловно, первая тема, которую рассматривала моя комиссия, – состояние средних учебных заведений. Изначально она звучала как “Социальные гарантии для педагогических работников средних учебных заведений”, но мы посчитали необходимым расширить ее и проверить еще состояние школ. Комиссия выбрала 12 карагандинских школ – в основном тех, от родителей учеников которых поступали жалобы на условия обучения. Сразу хочу оговориться: с проверкой мы ехали не для того, чтобы наказать директоров, а чтобы помочь им, педагогам, детям, родителям в решении проблем. Мы провели детальный анализ состояния этих школ, из них выявили три учебных заведения, здания которые требуют капитального ремонта, шесть – среднего и три – мелкого. Раньше в Караганде просто составлялась проектно-сметная документация от каждой школы, и те средства, что выделялись из бюджета на ремонт, делились между всеми ними примерно поровну. Мы решили, что должно быть по-другому, и предложили внедрить дифференцированный подход к финансированию ремонта средних учебных заведений. На наш взгляд, он поможет в решении проблемы ремонта школ по городу в целом. Так, в этом году на ремонт карагандинских школ выделено всего 73 миллиона тенге, а запрос в отдел образования показал, что в настоящий момент 16 школ находятся в аварийном состоянии, и на их ремонт необходимо 1 миллиард 800 тысяч тенге.

После проверки мы дали свое заключение маслихату Караганды, чтобы народные избранники изыскали средства из бюджета для решения этой проблемы.

Идет процесс притирки

– Часто ли обращаются рядовые граждане? Ведь о вашей работе известно пока еще не так широко…

– Тем не менее обращений много, а в последнее время люди не только приходят, но и оставляют письменные обращения. Раз в месяц мы по регламенту проводим заседания. Но на практике собираться приходится чаще – в прошлом месяце общественный совет Караганды заседал трижды. Актуальные проблемы, которые всегда были на слуху в Караганде, но по тем или иным причинам находились в состоянии стагнации, сегодня активно поднимаются.

– Звучит оптимистично! Но хватит ли полномочий для решения этих проблем?

– Общественные советы постоянно подкрепляют полномочиями. Последние изменения, внесенные в Закон “О нормативно-правовых актах” от 6 апреля 2016 года, способствовали тому, чтобы ни один нормативный акт на данной территории не мог быть принят без обсуждения и заключения общественных советов. Сегодня этот закон работает, и в процессе притирки во всех регионах, механизмы работы будут совершенствоваться. Возможно, глядя на общественные советы, и депутаты маслихатов станут мобильнее и ближе к народу.

Мы – не избранники народа, а сам народ

– Кстати, о депутатах… В момент создания общественных советов звучало немало скептических реплик о том, что создание органов, дублирующих деятельность маслихатов, мягко говоря, нецелесообразно.

– В какой-то мере мы действительно дублируем деятельность маслихатов, но на сегодняшний момент могу с уверенностью утверждать: общественные советы оказались более мобильным органом. Мы – не избранники народа, а сам народ. Да, и у нас, и у депутатов есть доступ во все государственные органы. Депутаты также принимают судьбоносные для города и области решения. Но наши полномочия подкреплены еще и тем, что в каждой постоянной комиссии присутствуют госслужащие – руководители государственных органов. Например, в постоянную комиссию, которую я возглавляю, входят руководители отдела образования и отдела занятости, а также директор поликлиники. Нам с ними удобнее работать напрямую – не нужно тратить время на звонки, запросы и т. д. На заседаниях комиссии мы сразу же можем обсудить животрепещущие вопросы, обговорить все плюсы и минусы тех или иных решений. Такое взаимодействие – в постоянном прямом диалоге с чиновниками – значительно упрощает нашу работу.

– Каков механизм принятия вопросов к рассмотрению общественным советом?

– Расскажу на примере тех же детских садов. Родители обращаются к директорам дошкольных учебных заведений, директора пишут ходатайства в отдел образования, отдел образования направляет запрос в общественный совет. А мы после его рассмотрения отправляем рекомендации в маслихат.

– Не кажется ли вам, что это ведет к увеличению бюрократической волокиты?

– Сугубо с точки зрения бюрократии – да, бумаг и инстанций стало больше. Но судите сами: раз были созданы общественные советы, значит, в обществе существовало определенное недоверие к депутатам маслихатов. Как партиец могу сказать: к нам зачастую приходили люди, которые заявляли: за четыре года они ни разу не видели своего депутата. И даже после того, как они узнавали все его данные, встретиться с народным избранником было целой проблемой! Общественные советы же более открыты. Мы общаемся непосредственно с теми людьми, кого касается рассматриваемый нами вопрос. Опять же на примере своей постоянной комиссии скажу: все ее члены – профессионалы, которые знают толк в своем деле. Нам очень повезло с председателем общественного совета. Кабдыгали Оспанов – очень грамотный, принципиальный человек, прирожденный лидер, который на самом деле отстаивает интересы народа.

О конкуренции

– Ваши полномочия продлятся всего три года. А что потом?

– В том-то и дело, что во многом это будет зависеть от нашей работы. Пионерам-первопроходцам всегда нелегко, на них лежит груз особой ответственности. Мы сейчас понимаем, что от нашей работы будет зависеть деятельность следующих созывов общественных советов, и хотим задать хороший темп. Помимо выездов и рассмотрения вопросов каждый четверг ведем прием граждан. В основном его ведет председатель совета, но, когда он занят, его подменяют председатели постоянных комиссий. Это говорит о том, что люди, пришедшие работать в общественный совет, составили здоровую конкуренцию депутатам маслихатов. И это при том, что советы существуют на общественных началах, никакой зарплаты его члены не получают.

– Вы считаете, советы смогут выжить без финансирования?

– Думаю, какое-то финансирование должно быть утверждено на законодательном уровне. При этом надо понимать, что речь не идет ни о каких зарплатах, разговор ведется лишь о текущих расходах – на канцтовары, оргтехнику и т. д. Нас тридцать человек, как и депутатов городского маслихата, но их обслуживает постоянный аппарат, а мы вынуждены думать, где взять бумагу, факс и т. д. Поэтому данный вопрос общественные советы всех регионов поднимают уже сейчас. Это важные моменты, поскольку, повторюсь, от нашей работы зависит будущее данного органа самоуправления.

Караганда

Автор: Лариса ЧЕН