Тим и Туйгын

– Видишь? – спрашивает Тим, наводя веб-камеру на Туйгына. – Он улыбается, поздравляет казахстанцев с Новым годом.

С монитора смотрят умнючие глаза, влажный нос тычется в ладонь Тима. Морда сияет от собачьего счастья. Туйгын уже год живет в австралийском доме хозяина.

Тимоти Коуп – член Британского географического общества. Профессиональный путешественник, исследователь, писатель, эксперт по экстремальному туризму, специалист по Антарктиде, Австралии и Новой Зеландии. Автор двух фильмов, снятых для Национального географического телеканала США. Четыре года назад он задумал невероятное – в одиночку повторить поход войска Чингисхана из Монголии в Венгрию. Главная фишка – передвигаться только на лошадях, никакого транспорта:

– Я хотел понять, кто такие кочевники, как живут и воспринимают мир, как общаются с природой. Без лошадей это невозможно. Я должен был сам испытать, как ухаживать за лошадьми, как в степи найти для них корм и воду…

Первых лошадей, низкорослых и выносливых, Тим купил в Монголии. Но при пересечении границы с Казахстаном вынужден был их вернуть. В Монголии лошади считаются национальным достоянием и запрещены для вывоза. Поэтому в Казахстане он сразу стал искать новых животных. И нашел – на казахстанском Алтае. В Курчумском районе чабаны подарили путешественнику лошадь по имени Кок. Коня Огонька дали в Уланском районе, и не кто-нибудь, а полицейские! А вороного красавца Тасконира Тим увидел на Маркаколе. Здесь же ему подарили собаку казахской породы кыстау. “Сказали, что его зовут Туйгын, то есть стремительный как ветер, – вспоминает Тим. – Это был счастливый подарок”.

Сейчас в книге о своей трехлетней экспедиции географ называет казахстанский Алтай “землей щедрости”. Здесь сошлись все главные религии мира, сплелись этнические и культурные обычаи. После трудной, тяжелой дороги Тим в любом ауле, в любом селе заходил в дом, там накрывали на стол, поили чаем, угощали лепешкой… “Я чувствовал себя как дома”, – говорит Тим.

Путешественник прошел Казахстан за 14 месяцев. Алтай – Балхаш – пустыня Мойынкум – Арал – Сырдарья и Эмба – Кульсары – Каспийское море. Труднее всего пришлось на отрезке от Семея до Караганды. “Январь-февраль, 40-градусный мороз, – восклицает Тим. – В народе эту степь называют Голодной. Я по нескольку дней не встречал никого, ориентировался по компасу. Ночью мы с собакой согревали друг друга. Очень сложно было накормить в безжизненной степи лошадей. А Туйгын находил места, где снега поменьше”.

После Казахстана австралиец пересек Россию, Украину, Молдавию и финишировал в Венгрии, в городе Опустасер. За все путешествие только однажды случилась неприятность – в Закарпатье местный милиционер увел ночью двух коней. Правда, через несколько часов вернул обратно – совесть замучила. Любимых лошадей географ оставил в Венгрии – подарил местному детскому дому. А вот с Туйгыном не расстался – забрал с собой в Австралию. Говорит, Туйгын – его друг и спаситель. С ним Тим уже запланировал следующую экспедицию – по пути цыган в Индию.

Галина ВОЛОГОДСКАЯ, Усть-Каменогорск