Их не так много, как ожидалось – почему-то повышенное внимание у сената вызвали изменения в Экологический кодекс и Кодекс “О недрах и недропользовании”, никак не связанные с жилищным законодательством. Останавливаться подробно на этих юридических кульбитах нет желания, для нас важнее разобраться с теми переменами, которые касаются ЖКХ.
Всё на свои места
Прежде всего о размерах оплаты: сенаторы исключили из перечня обязательных платежей мутные формулировки. Напомним, в каком виде они поступили из мажилиса: “…10) коммунальные услуги – услуги, предоставляемые потребителю, включающие водоснабжение, водоотведение, газоснабжение, электроснабжение, теплоснабжение, мусороудаление, обслуживание лифтов и иные услуги для обеспечения безопасных и комфортных условий проживания (пребывания), перечень которых утверждается уполномоченным органом”. Вот эти самые “иные услуги” повышенной комфортности и безопасности из проекта изъяты.
В сравнительной таблице верхняя палата парламента так объяснила свое решение: “Перечень коммунальных услуг должен утверждаться не уполномоченным органом, а на уровне закона. Расширение перечня коммунальных услуг, включая “иные услуги” для обеспечения безопасных и комфортных условий… может повлечь увеличение тарифов, уплачиваемых собственниками квартир и нежилых помещений”. Добавим, что на необходимость отмены спорных услуг, указывали специалисты из отдела правовой экспертизы сената. Как помнят наши постоянные читатели, мы рассказывали об их замечаниях подробно в одном из сентябрьских номеров.
Но вернемся к тому, на чем остановились сенаторы.
Они обратили внимание на механизм расчета доли собственника в общем имуществе: мажилис согласился делить полезную площадь, которой владеет собственник, на “сумму площадей общего имущества объекта кондоминиума”. Такой подход показался им неприемлемым: “Отношение (соотношение) – это определение количества чего-то одного в другом… Во-первых, в отличие от помещений (жилых или нежилых), каждое из которых имеет свою площадь, общее имущество не всегда имеет площадь (например, абонентские почтовые ящики, элементы благоустройства, инженерные сети, трубы, и т. д. – подпункт 24 статьи 2. Во-вторых, сумма размеров всех долей (частей) какого-либо целого должна быть равна одной целой, или 100 процентам… Законопроект же предлагает делить площадь квартиры (нежилого помещения) на площадь общего имущества (крыш, чердаков, подвалов и т. д.). В результате сумма всех долей может превышать 100 процентов. Даже размер доли одного собственника (квартиры или нежилого помещения) может превышать 100 процентов, что неизбежно приведет к проблемам правоприменения. Поскольку же согласно и действующему законодательству, и законопроекту размер расходов на управление объектом кондоминиума и содержание общего имущества соразмерны доле в общем имуществе (пункт 1 статьи 50 Закона “О жилищных отношениях”), то такое необоснованное увеличение размера доли повлечет и увеличение расходов собственников... (орфография и пунктуация сохранены. – Прим. авт.)” Кому выгодна спешка: как новые поправки в закон о ЖХК вредят собственникам жилья
Как видим, и вторая скрытая угроза для денег собственников была сенаторами нейтрализована. От себя добавим, что в нынешнем Законе “О жилищных отношениях” заложен именно этот принцип – фактически верхняя палата вернула всё на свои места.
Ну и еще один момент, который присутствовал в проекте разработчиков, отменили в мажилисе и вновь вернули сенаторы. Речь идет о требованиях к тем, кто решил взять на себя управление общим имуществом ОСИ (объединение собственников имущества). Необходимо пояснить, что здесь нет ничего нового, понятие “управляющий” – не путать с управляющей компанией – присутствует и в нынешнем законодательстве. В статье 42 Закона “О жилищных отношениях” предусмотрено “управление объектом кондоминиума третьими (сторонними) лицами: выборными или наемными физическими лицами – управляющими жилыми домами (менеджерами) или юридическими лицами…”. После принятия поправок формы управления претерпят некоторые изменения, но институт управляющих останется.
Отличаться они будут от председателей ОСИ правом собственности: председатель должен быть собственником в данном доме, а управляющий, как приглашенное лицо, – нет.
Вот на каком варианте остановились в сенате: “…16-2) управляющий многоквартирным жилым домом – гражданин Республики Казахстан, не являющийся собственником квартиры, нежилого помещения в управляемом многоквартирном жилом доме, соответствующий квалификационным требованиям, утвержденным уполномоченным органом, предъявляемым для осуществления функций по управлению объектом кондоминиума…”. Свое требование к наличию соответствующей квалификации для управляющего они объяснили так: “Необходимо на законодательном уровне закрепить компетенцию уполномоченного органа по утверждению квалификационных требований. Норма вызывает двоякое толкование”. Ну, здесь всё очевидно, обсуждать нечего, поэтому идем дальше.
Последний вагон
К сожалению, это все поправки, которые посчитали нужным внести в проект сенаторы. Имеется еще пара-тройка замечаний, но они относятся к сфере жилищно-строительных кооперативов, тема – важная, но мы не имели возможности ее освещать в полном объеме, поэтому и сейчас не станем этого делать – с наскоку тут не разберешься.
Из новостей: во вторник профильный комитет мажилиса обсуждал у себя на заседании проект, вернувшийся из сената. В этот же день прошло бюро, интересующий нас законопроект на нем не был обозначен, значит, мы можем предположить, что на пленарное заседание его не вынесут. Бывает, конечно, всякое, но на момент написания статьи никакой другой информации у нас нет.
Пошел слух, что жилищную реформу отложат на несколько лет: мол, сейчас не время ее запускать.
Не знаем, точных сведений у нас нет, проходили сообщения со ссылкой на первого вице-министра индустрии и инфраструктурного развития РК Каирбека Ускенбаева, что форма управления в виде КСК просуществует до 1 июля 2022 года. Ранее говорилось, что на переходный период от кооперативов до объединений собственников имущества будет отведено три года.
Известно также, что ряд положений проекта, действительно, начнет действовать с 1 января 2022 года, например, это касается изменений в Налоговом кодексе. В свое время мы писали, что переходный период обязательно будет, слишком глобальный проект, слишком большое число участников жилищных отношений он затрагивает. Ожидаемо для подобных ситуаций появление постановления правительства, как правило, именно в нем прописывается сам алгоритм процедуры: кто за что отвечает; кто проводит общие собрания; в какие сроки; как проходит перерегистрация; как и кому передаются документы и деньги, оставшиеся за этим домом у КСК, и тому подобное. Разумеется, мы будем следить за действиями властей, и как только документ выйдет от министра, о нем будет сообщено.
Выскажем, еще одно предположение: реформа ЖКХ, по задумке разработчиков, должна была сопровождаться масштабной цифровизацией. Какие "социальные катаклизмы" заложены в поправках законопроекта в жилищное законодательство
Предполагалось создание гиганта в виде единой электронной площадки по типу egov.kz, где бы каждый дом имел свой микросайт, размещал бы ежемесячные отчеты, банковские выписки с движением денег, проводились бы общие собрания собственников, ну и без монополистов бы не обошлось – данные с индивидуальных и общих приборов учета можно было бы отслеживать в режиме реального времени. Похоже, не поспели разработать чудо-ресурс, поэтому в проекте о нем и следа почти не осталось. Но вот трехлетний переходный период вполне подходит для того, чтобы запустить систему и внести потом еще один пакет поправок в парламент.
Ранее мы писали, что в этой части очень даже поддерживаем реформаторов: сайт дал бы и доступность информации, и прозрачность в принятии решений и расходовании средств собственников, да и кворум для общих собраний подобным образом можно было бы легче собрать. Поэтому ждем новостей, следим за разработчиками и ожидаем перемен.