Между тем на “прилавки” выставляют не только мегаобъекты за миллионы долларов, но и весьма любопытные “товары”, которые могут позволить себе обычные граждане. Правда, об этом почему-то мало кто знает. Кому это выгодно?
Обычного казахстанца, живущего на заработную плату, новость о начавшейся в стране приватизации не особо взволновала. Граждане настроены скептически, и их разговоры о приватизации сводятся к рассуждениям о том, кто из толстосумов на этот раз урвет себе лакомые кусочки. А обычному человеку ничего не светит.
Скептицизм понятен. Ведь до сих пор сообщалось лишь о том, что будут выставлены крупные объекты: дворцы, активы “Самрук-Казыны”, отели в Турции и другие “вип-объекты”. Но на этом список активов далеко не заканчивается. И, оказывается, на прилавок выложили много интересных предложений, которые могут оказаться по карману даже обычному пенсионеру. Правда, сам пенсионер – потенциальный покупатель – об этом ни сном ни духом!
А ведь именно эта приватизация обещала быть прозрачной, для чего организовали даже электронные торги. Любой желающий может зайти на сайт, зарегистрироваться и купить, что приглянулось.
Мы попытались проверить “систему” в действии. Зашли на сайт “Реестра государственного имущества” и посмотрели, что же выставлено на ближайшие торги.
И, надо сказать, прилавок с товарами оказался весьма любопытным! Помимо “скучных” (и довольно дорогих) долей во всевозможных госпредприятиях здесь продают подержанные авто по очень привлекательной цене, небольшие помещения под бизнес. Так, можно приобрести старенькую “Волгу” всего за тысячу долларов. Чем не предложение для продвинутого пенсионера? Однако в первых торгах народ активное участие не принял, несмотря на заманчивые предложения. Почему? Думается, попросту не знал об этом.
После проведения торгов прошла официальная информация, что среди регионов Казахстана наибольшую активность в участии во второй волне приватизации демонстрируют жители Алматы.
Уже было продано 28 объектов на сумму 1 миллиард 77 миллионов 487 тысяч 492 тенге 98 тиынов (точность подсчета потрясает!). Из них – объектов коммунальной собственности – 12, на сумму 80 миллионов тенге. Остальные 16 “покупок” – объекты госхолдингов, они проданы на сумму 999 миллионов тенге.
Из 28 победителей торгов больше всего алматинцев (8 человек, причем 4 покупателя представлены как физические лица и 4 – как юридические). Второе место по максимальному участию – это жители Костанайской области (три физических и два юридических лица), а также Актюбинская область – четыре покупателя, из остальных областей по одному-два покупателя.
В среднем в торгах участвовали два-три человека на каждый объект. То есть никакого ажиотажа нет. Кто стал счастливым победителем в споре за госсобственность? Информация конфиденциальная.
После проведения торгов предприниматели возмутились и потребовали, чтобы впредь публиковались списки счастливчиков, однако сделать это непросто, все упирается в коммерческую тайну. Известно лишь, что часть покупателей приобрели доли в предприятиях, которые сами же и возглавляли. То есть, по сути, в первых торгах принимали участие свои люди. Обычное население в процесс так и не включилось. Хотя видимых препятствий никто вроде не чинил.
Почему, несмотря на масштабность процесса, население остается в стороне? Где активная агитация, разъяснения? Ведь все прекрасно понимают, что при проведении таких акций государственного масштаба выделяются серьезные бюджеты на разъяснительную работу. При отсутствии такой информации невольно начинаешь подозревать, что скромное молчание исполнителей кому-то попросту выгодно. И тут – простор для самых разных домыслов.
Продажа проходит по методу английского и голландского аукционов. В первом случае товар достается покупателю, предложившему самую высокую цену, во втором идет торг на понижение. Предварительно выставленный объект получает заключение оценочной компании, эти данные прилагаются на сайте торгов. Мы сравнили цены, и они действительно привлекательны для покупателей. Но если актив дважды выставляют и не находится желающих приобрести его, то объект уходит на дополнительную оценку, и стоимость его снова снижается. По сути, чем меньше потенциальных покупателей, тем больше шансов получить такой объект по совсем низкой цене.
Уход по-голландски весьма выгоден, так что посторонние претенденты в этом процессе совсем нежелательны.
Между тем предприниматели уже предъявили свои претензии правительству по поводу проходящей приватизации. Они считают, что населению не предоставляют полную информацию о выставленных на продажу в рамках второй волны приватизации объектах. Кабмин оправдался, говоря, что вся информация имеется в открытом доступе и что это бизнесменам лень залезть в Интернет и посмотреть.
Ну а простой народ по этой логике вообще дремлет и не ведает, какие возможности уходят мимо него.
Однако, может, дело вовсе не в лени? Даже люди подкованные, имеющие непосредственное отношение к приватизации, как выяснилось, не всегда в курсе прозрачности процесса.
– Я с удивлением узнала, что уже столько объектов продано. Мы еще боремся с критериями, боремся, чтобы эта площадка была прозрачной, а уже больше 20 продано. Страшно я удивилась – как такое могло произойти? – возмутилась зампредседателя правления Национальной палаты предпринимателей Жаннат ЕРТЛЕСОВА на одном из совещаний, посвященных приватизации.
Ну уж если такие люди удивляются…
Алматы
На сайте Государственного реестра, где осуществляется электронная продажа объектов приватизации, зарегистрировано: физических лиц – 2 308, ИП – 233, юридических лиц – 488. И это на весь 17-миллионный Казахстан!