В современном мире экстремизм представляет собой проблему глобального характера. При слове «экстремист» представляется лицо мужского пола, но сейчас данное представление теряет свою актуальность. Появилось новейшее направление - женский экстремизм.
Эксперты ООН назвали этот фактор новой опасностью XXI века.
В связи с этим корреспондент медиа-портала Caravan.kz обратился к директору научно-исследовательского и аналитического центра по вопросам религий комитета общественного согласия министерства общественного развития РК Айнур Абдирасилкызы, дабы она объяснила, чем опасен женский религиозный экстремизм в Казахстане.
- Насколько экстремизм распространен в мире и в нашей стране в частности?
- В настоящее время тенденция феминизации экстремизма наблюдается на глобальном уровне. Участились случаи участия женщин в террористических актах и экстремистских действиях.
То же самое наблюдается и в Казахстане, наши женщины все чаще уезжают в «горячие точки», чтобы вступить в радикальные организации. Причем как вслед за своими мужьями, так и по собственной инициативе.
- Какую роль они играют в террористических группировках и к каким последствиям это может привести?
- Это могут быть различные призывы, создание радикальных сообществ в интернет-портале, присутствие в зонах вооруженного конфликта, помощь раненым террористам, воспитание детей в радикальных условиях и т. д. Все эти действия признаны экстремистскими.
Но в основном женщины закладывают радикальные взгляды своим детям, воспитывая новое поколение террористов. Они формируют у своих чад критические взгляды на нерушимые устои светского государства, принуждают детей к ношению платка, и ребенок не имеет права отказать своим родителям.
Также они ограничивают права детей на посещение различных спортивных или творческих секций, запрещают им посещать школьные занятия, которые противоречат их идеологии, и даже делать домашние задания. Кроме того, люди с подобными взглядами отрицают ряд исторических факторов, которые считают антирелигиозными, и внушают это своим детям.
В основном такие организации используют женщин как оружие пропаганды как в интернет-пространстве, так и в кругу своей семьи.
Еще одна огромная проблема – отказ от вакцинации как себя, так и своих детей.
Известно, что у них есть свои обособленные джамааты (объединения группы мусульман. – Ред.), где они пропагандируют образ жизни адептов нетрадиционных религиозных течений. По их мнению, все устои современной жизни являются шайтанскими.
Кроме того, они критикуют и большинство мусульман Казахстана, чьи взгляды не совпадают с их взглядами. Практически все приверженцы радикального ислама считают себя жертвами современного светского устоя общества.
- Какие факторы способствуют распространению религиозного экстремизма среди женщин?
- Те же, что способствуют радикализации мужчин. Во-первых, активная пропаганда и навязывание нетрадиционных ценностей в Сети среди женской аудитории. Во Всемирной паутине присутствует огромное количество деструктивной информации, которой многие подвергаются влиянию в силу своей религиозной неграмотности.
Люди просто не знают, какие именно устои являются традиционными для мусульман Казахстана, посему они поглощают первую попавшуюся информацию и начинают втягиваться в экстремистские организации.
Кроме того, огромную роль играет личностный, психологический фактор. В такие общины в основном попадают люди, которые эмоционально неустойчивы, имеют склонность к психологической дезориентации, алкоголизму и даже наркотикам. Они просто не способны вести спокойный, размеренный образ жизни.
Также этому может способствовать тревожное состояние в семье или бытовое насилие, что тоже склоняет женщин к этому, однако это не главный фактор влияния. В первую очередь все зависит от психологической устойчивости человека.
- Какие мероприятия по дерадикализации женщин проводятся в нашем государстве?
- Во всех регионах страны имеются управления по делам религии, которые проводят эту работу. Везде составляются учеты таких женщин, выявляются люди с радикальными взглядами.
Далее устанавливаются контакты, проводится профилактика по определению их веры, убеждений и степени радикализации. Есть определенные критерии и к какому именно течению они относятся, так как их много.
Затем составляется психологический портрет этих женщин, и с ними проводится разъяснительная работа. Это довольно долгий процесс, который объясняется в рамках исламского шариата. Этим людям объясняют, что эта идеология чужда устоям шариата и несет в себе лишь деструктивные цели.
Также им разъясняют правовые аспекты светского государства и опасные последствия, которые могут ждать приверженцев деструктивных течений.
После этого таких людей стараются социализировать, дабы вернуть их к жизни в нормальном обществе.