Терминальная атака

Закон обязывает предпринимателей иметь оборудование для приема платежей по карточкам, но при этом никак не оговариваются моменты взаимоотношений между этим самым предпринимателем и банком. А расплачиваться за все будет, как всегда, обычный покупатель…

Закон вступил в силу, но никто не удосужился ни объяснить людям, ни помочь в приобретении терминалов. Предприниматели кинулись в банки, но найти нормальную информацию оказалось непросто. Мы сами обзвонили несколько банков, и там так и не смогли дать вразумительного ответа, как правильно вести установку оборудования и кто этим вообще должен заниматься. Более того, вскоре в редакцию поступили сообщения, что в некоторых банках вообще нет в наличии необходимого оборудования, а там, где оно имеется, выстроились огромные очереди. И якобы те, кто решил установить терминал сейчас, едва ли успеют сделать это до марта. Но как же быть с исполнением закона? Ведь если нет оборудования по приему платежей по карточке, то грозит штраф, как нам пояснили в налоговой, в размере 40 МРП (69 240 тенге) – для малого бизнеса, 60 МРП (103 860 тенге) – для среднего и 80 МРП (138 480 тенге) – для крупного. Немало, согласитесь. Так что же теперь делать?

С этим вопросом мы обратились в налоговый департамент города Алматы:

– Закон вступил в силу 14 января 2013 года, но банки не успевают обеспечить всех оборудованием. Мы с пониманием относимся к сложившейся ситуации, и пока проверки не планируются.

Те же предприниматели, которым посчастливилось установить POS-терминалы, уже столкнулись с проблемами их использования.

Работа специального оборудования для приема платежей по карточкам зависит от интернет-связи. Как пояснили специалисты национального оператора связи, необходимо сначала установить обычный телефон, что стоит сегодня 18 800 тенге, а также подключить Интернет – это более 6 тысяч тенге. Плюс, как выяснилось, далеко не все банки готовы предоставить терминалы бесплатно. В некоторых цена оборудования – более 60 тысяч тенге. Причем уже звучат жалобы, что система постоянно виснет, прием платежей производится долго, идут отказы. В общем, одна морока с этим оборудованием.

Есть и другие “нюансы”, которые тревожат и предпринимателей, и покупателей.

При оплате через терминал банк взимает свой процент за обслуживание. При этом каждый банк устанавливает свои индивидуальные условия. По Казахстану в среднем – от 1 до 4 процентов. Эти “вознаграждения” оплачивает предприниматель с каждой покупки, и не секрет, что новые расходы он переложит на наши с вами кошельки. Поэтому в магазинах даже не скрывают, что после установки нового оборудования придется пересчитать цены.

От имени избирателей – читателей “Каравана” – мы обращаемся к правительству, Парламенту с просьбой разобраться в ситуации вокруг POS-терминалов, и в частности – с процентами, которые взимают банки за свои услуги. Уж если людей обязуют иметь терминалы, почему бы властям не позаботиться о снижении процентов или вообще отмене этих “вознаграждений”? Чтобы не провоцировать скачок цен, которые и без того растут как на дрожжах.