Зал внутренних рейсов Алматинского аэропорта был переполнен. Семипалатинск, Кзыл-Орда, Астана. Когда объявили посадку последнего, народ немного опешил: "Рейс 853, следующий по маршруту Алматы-Астана, прибывает в новый международный терминал".
Полет прошел быстро, всем не терпелось посмотреть, что же это за новый терминал. Выходя по рукаву в здание терминала, люди улыбались. В проходе их встречали журналисты, операторы, фотографы. Терминал был официально презентован.
Большое здание салатового цвета с куполом смотрится весело. Внутри оно более консервативно. Идея проекта принадлежит японскому архитектору Кисе Куракаве, который занимается генеральным планом застройки Астаны. Однако здание отнюдь не безликое, купол его сделан в национальном стиле - в виде шанырака.
Аэропорт современный, есть комната матери и ребенка, курилка, молитвенная комната для представителей всех вероисповеданий, туалет, оборудованный для инвалидов.
Впервые в транзитной зоне создана гостиница, правда не слишком большая. Приблизительно на 40 пассажиров. Введена электронная система регистрации пассажиров и контроля багажа.
"Есть также решение проблемы буранов. В этом году мы устанавливаем третью категорию светосистемы навигационной посадки. Это сделает аэропорт Астаны всепогодным", - заметил Алматбек Мамбетов, Председатель комитета гражданской авиации Министерства транспорта и коммуникаций Республики Казахстан.
Аэропорт уже получил сертификат качества серии ISO 9001-2000. Проект построен на кредитные деньги Японского банка международного сотрудничества.
Главным событием и открытием для всех журналистов стал комментарий Алматбека Мамбетова по проблеме переноса международных рейсов из Алматы в Астану, так долго обсуждаемой в прессе и деловых кругах южной столицы. Впервые за это время чиновник дал ответ на интересующие вопросы.
"Идет переговорный процесс. Может, здесь зря шум поднимают, что вот, нас заставляют. Мы никого не заставляем. Это будет "брак по обоюдному согласию". Переговорный процесс продолжается. С некоторыми компаниями мы ведем второй раунд переговоров или даже третий. И я думаю, что скоро они сами убедятся, что летать в Астану - выгодно. Тем более, что сегодня мы открыли такой прекрасный терминал. Удобства для пассажиров здесь будут гораздо лучше, чем в Алматы. И самый главный аргумент - отсутствие проблем, которые есть в Алматы. Это окраина территорий, экологические проблемы. В Астане таких проблем нет. Это центр Казахстана. Здесь вся сеть железнодорожных узлов сходится, автомобильные дороги, теперь еще и воздушные пути. Это же выгодно для нашей страны! И в первую очередь, для нашего народа. И наши иностранные партнеры поймут это, и сами придут сюда", - пояснил ситуацию Алматбек Мамбетов.
По его мнению, международные перевозчики не уйдут ни в Бишкек, ни в Ташкент. Казахстан - это уникальная страна с мощным развитием производства, ростом экономики, политической стабильностью, считает чиновник. Именно поэтому авиабизнес будет жить. Уже достигнуты договоренности с авиакомпаниями Lufthansa, Turkish Airlines, китайской авиакомпанией.
Ведутся переговоры с остальными. Напомню, что на данный момент прямые регулярные рейсы в Алматы осуществляют Lufthansa, KLM, Turkish Airlines, British Airways, China Southern Airlines, Iran Air, Pakistan International и другие. В рамках летнего расписания, которое будет действовать в период с 27 марта по 29 октября 2005 года, Lufthansa продолжит выполнять пять еженедельных полетов по маршруту Алматы - Франкфурт. Зимнее расписание полетов авиакомпании не утверждено. В настоящее время Turkish Airlines осуществляет 5 рейсов в неделю по маршруту Алматы - Стамбул, в летнюю навигацию количество рейсов увеличивается до 7 в неделю.
"Да и к тому же никто не собирается лишать Алматинский аэропорт статуса "международного"", - удивил журналистов г-н Мамбетов.
"Я наоборот говорил, что если вы возьмете нашу программу развития гражданской авиации на 2003-2005 годы, там четко написано, что в Казахстане будет 3 основных хаба - узловых аэропорта - Астана, Алма-Ата, Атырау. Это связано с географическим положением Казахстана и обширностью территорий. Никто не говорил, что мы закроем аэропорт Алма-Аты. Часть рейсов перейдут в Астану. Это будет выгодно и для пассажиров, и для авиакомпаний, и для стратегии".
Процесс идет. А Алматбек Мамбетов пообещал сообщить о его результатах.
"Как только что-то определится, я обязательно вам сообщу. Я понимаю, что народ взволнован. Тем более, когда появились слухи насчет Бишкека, Ташкента. Как только что-то прояснится, я вам обязательно сообщу".