Tengri Travelsystem. Кто ответил за испорченный отдых

Антиотпуск

Предприниматель Роман из Шымкента (образ собирательный. – Прим. авт.) отпуск в Турции планировал провести всей семьей. Еще в марте, загодя, до летнего сезона, заключив договор с турагентством, приобрел в турфирме “Капитан” путевки в Анталью для себя, жены и четверых детей, за которые заплатил свыше полутора миллионов тенге. Однако отпуска не получилось.

3 июня туроператор Tengri Travelsystem объявил о том, что приостанавливает свою деятельность на неопределенный срок. Вскоре выяснилось, что у компании набрались многомиллионные долги перед авиаперевозчиком “СКАТ”. Те из туристов, кто уже улетел по путевкам от Tengri Travelsystem, вынуждены были оплачивать свой отдых дополнительно (преимущественно это были казахстанцы, отдыхавшие на курортах Антальи). На родину их пришлось практически эвакуировать экстренными рейсами отечественных авиакомпаний.

Ну а тем, кто только собирался воспользоваться сервисом от Tengri Travelsystem, оставалось довольствоваться тем, что они хотя бы переживают кризис туроператора, сидя дома.

Департаментом внутренних дел Алматы в отношении ТОО Tengri Travelsystem было возбуждено уголовное дело по статье “Мошенничество”, которое продолжается до сих пор. У рядовых же граждан возник вопрос – кто и когда возместит им понесенный ущерб, который выражался в весьма кругленьких суммах. Как, например, у нашего Романа.

Кто ответит за базар

Тут необходимо сделать одно отступление насчет отечественных туристических фирм. В Казахстане турфирмы делятся на две категории: одни – так называемые туроператоры, уполномоченные действовать за рубежом, за доллары и евро бронируя международные авиа-перевозки и отели в заморских странах. Туроператоры формируют так называемые туристические пакеты (путевки). Вторые, именуемые тур-агентствами, продают этот турпакет (путевку) за тенге непосредственно казахстанцам. При покупке путевки рядовой гражданин заключает договор с турагентством, также в обязательном порядке включающий и обязательное страхование в специализированной страховой компании.

Аналогичная ситуация была и с туроператором Tengri Travelsystem, который сам путевок рядовым обывателям не продавал, но действовал через целую сеть турагентств.

Граждане, в буквальном смысле пролетевшие с отдыхом, конечно, ринулись не к Tengri Travelsystem, а к тем, с кем у них был договор, – в свои турагентства.

Наш Роман обратился в турфирму “Капитан”.

Директор турфирмы Андрей Шаповалов объяснил, что в данном случае возвращать деньги должна страховая компания, с которой имеется соответствующий договор.

Таким образом, свои претензии Роман и еще несколько шымкентских пострадавших направили именно компании-страхователю.

А что случилось?

Однако страховщики отказались признавать страховой случай. Дело дошло до суда. Иски подали несколько пострадавших туристов.

На заседании в суде Аль-Фарабийского района представители ответчика, страховой компании (СК), пояснили, что “в конце 2014 года к ним обратился страхователь (турфирма “Капитан”) с просьбой о регистрации страхового случая, так как туристам не предоставляются туристические услуги, а именно: авиаперелеты, трансферы и заселение в отели по причине приостановления деятельности ТОО Tengri Travelsystem. Страховщик запросил у страхователя перечень документов, необходимых для рассмотрения данного события. Однако страхователь по настоящий момент не предоставил полного пакета запрашиваемых документов. Поэтому в страховой компании считают, что данный иск предъявлен преждевременно...”.

А главное, по мнению СК, туристические услуги истцу оказаны не были, так как истец не вылетел в страну пребывания, следовательно, он не попал на территорию действия договора.

“Истцу не был предоставлен туристический продукт, что само по себе исключает наступление ответственности страховщика, поскольку были застрахованы услуги, которые могли быть представлены только во время путешествия. Поскольку по договору страхования страхуется не ответственность за неисполнение договора, а имущественный интерес туроператора и турагента, связанный с их обязанностью возместить вред, причиненный туристам, то для признания случая страховым в причинении вреда туристу должна быть установлена вина непосредственно страхователя. ТОО “Турфирма “Капитан” не предоставило документов, которые подтверждают факт наступления своей гражданско-правовой ответственности по возмещению вреда, причиненного имущественным и иным интересам туриста при осуществлении деятельности по реализации туристского продукта. В данном случае истцу были причинены убытки в результате неисполнения договорных обязательств ТОО Tengri Travelsystem. Лицом, ответственным за данное событие, является ТОО Tengri Travelsystem, по вине которого не были предоставлены туристические услуги. Следовательно, гражданско-правовая ответственность ТОО “Турфирма “Капитан” по возмещению вреда туристу не возникала, поэтому осуществление страховой выплаты по договору страхования невозможно. На основании вышеизложенного страхователь просит суд отказать в удовлетворении исковых требований истца в полном объеме”.

Купил путевку – ты турист

В Аль-Фарабийском районном суде аргументы страховой компании обоснованными не признали.

Суд, в частности, резюмировал следующее: согласно подпунктам 7, 14 ст. 1 Закона РК “О туристской деятельности в Республике Казахстан”, юридически туристом гражданин становится в момент подписания договора (покупки туристической путевки), а не тогда, когда у вас начнется отпуск и вы наконец доберетесь до страны пребывания и шлепнетесь на пляже теплого моря (выделено автором).

В результате судом был вынесен ряд аналогичных решений – требования истцов в части возмещения затрат, связанных с платой за перелет, проживание и питание на курортах Антальи, удовлетворить, причем взыскание произвести именно со страховой компании.

В настоящее время решение суда первой инстанции уже утвердила апелляционная коллегия.

Остается добавить, что по всем искам в качестве соответчика проходило также ТОО Tengri Travelsystem. Однако его представители ни на одно судебное заседание не явились, хотя были извещены надлежащим образом о времени и месте слушания дела. Об уважительности причин неявки суду не сообщили. В связи с чем суд признал неявку ТОО Tengri Travelsystem неуважительной и посчитал возможным рассмотреть данное дело без его участия.

 Шымкент

Автор: Алим Абенов