"Тенге и юань - братья навек": как Казахстан слез с рублёвой "иглы" и тут же подсел на китайскую

Накануне казахстанский экономист Алмас ЧУКИН опубликовал на своей странице в Facebook занимательное наблюдение, которое было представлено под заголовком «Тенге и юань - братья навек». Как оказалось, с начала этого года тенге стал намного ближе к юаню, нежели к рублю.

Свои наблюдения экономист сопроводил соответствующими графиками.

Учитывая, что казахстанская валюта почти всегда была зависима от рубля, ситуация на валютном рынке складывается крайне интересная, и некоторые наши соотечественники уже успели назвать это событие «эпохальным». Естественно, у нас, как и у многих наших читателей, возникают вопросы о том, чем вызваны эти перемены и как долго они продлятся.

Поэтому корреспондент медиа-портала Caravan.kz поговорил с российским экономическим экспертом и ведущим аналитиком Amarkets Артемом ДЕЕВЫМ, дабы разобраться в происходящем.

- Замечено, что с начала года тенге соотносится на валютном рынке с юанем, а не с рублем. Как можно объяснить этот процесс?

- Растущая корреляция с юанем неудивительна - Китай играет всё большую роль в двусторонней торговле, и усиление связи валюты с крупным торговым партнером является нормальным явлением. Это позволяет сохранять паритет в случае сильных или явных долгосрочных изменений курса его валюты, а сейчас как раз такая ситуация - юань устойчиво слабеет против доллара США, и шансы на уход выше отметки 7 юаней за доллар и закрепление там очень высоки.

- Значит ли это, что зависимость Казахстана от России в экономическом плане снижается?

- В действительности говорить о разрыве одних или образовании других связей не стоит, скорее мы являемся свидетелями складывания более тесного рынка внутри стран, входящих в ЕАЭС и ШОС, поэтому будет расти роль взаимозависимостей крупнейших экономик региона и степень взаимной корреляции их валют. Хотя для рубля и тенге остаётся общий среднесрочный фактор - динамика рынка нефти. Но рубль теперь отличается из-за действий минфина и ЦБ РФ по скупке валюты на внутреннем рынке и из-за внешнего давления возможных новых санкций. В Казахстане эти факторы в таком виде не присутствуют.

- Благодаря каким процессам тенге может снова вернуться к зависимости от рубля?

- Возврат к зависимости от курса рубля возможен в случае резкой рублевой девальвации, то есть в этих условиях мы можем увидеть некое подобие событий декабря 2014 года - января 2015-го, причём случиться это может и без падения стоимости нефти, а только на фоне, например, введения резких санкций против России, касающихся владения рублевым и валютным долгом страны.

- Можно ли считать, что зависимость тенге от юаня имеет долгосрочные перспективы? Как долго это может продлиться?

- Корреляция тенге и юаня, а также рубля и юаня при прочих равных должна увеличиваться, поскольку экономическое взаимодействие стран будет возрастать, будет происходить рост объемов взаимных расчетов в национальных валютах и объем взаимного резервирования этих валют центробанками.

Это идеальный сценарий. Насколько близко к нему будет развиваться реальная ситуация, настолько быстро будет идти и процесс выстраивания корреляции валют. При этом надо иметь в виду, что и другие торговые партнеры стран будут оказывать влияние на курс.