Игра в тендер – дорогое удовольствие, говорят бизнесмены. Чтобы получить госзаказ, нужно раскошелиться. И не факт, что в самый последний момент вожделенный заказ не уплывет в другие руки!
Каждый год чиновники рапортуют о том, что проведение тендеров становится прозрачнее, снимаются бюрократические барьеры, исключается пресловутый “чиновничий” фактор. Но сами предприниматели констатируют: ситуация с получением государственных заказов остается тихим омутом, в котором ловят рыбку по особым правилам.
Число посреднических контор, возникающих аккурат к весенним тендерам, которые обещают помочь в получении госзаказов, лишний раз подчеркивает, что не так уж и просто сделать это без “помогаек”.
Ситуация с тендерами из года в год становится хуже. О прозрачности говорить не приходится, это лишь мнение самих устроителей закупок, – считает председатель Ассоциации предприятий легкой промышленности РК Любовь ХУДОВА. – Мы несколько раз выходили с предложением, чтобы отраслевые организации включали в состав экспертной комиссии. Но нас даже в зал не пускают как наблюдателей. Мы безвозмездно готовы предоставить информацию по предприятиям: какие действительно работают, какие мощности у них, кадры, оборудование. Чтобы отсеять лжепроизводителей и компании-однодневки. Но мы отстранены от процесса. В последнее время “Атамекен” вошел в состав тендерной комиссии, но они присутствуют лишь при вскрытии конвертов, к самой же экспертизе доступа у бизнеса нет.
– Производителю для участия в тендере приходится собрать кипу документов, сделать их копии и нотариально заверить, все это обходится почти в 60 тысяч тенге, и готовить этот пакет документов нужно дважды, – говорит Любовь Худова. – Возникает вопрос: для чего ввели БИН, ведь там есть вся необходимая информация по предпринимателю!
О недостатках государственных закупок говорят из года в год, проводятся совещания, “круглые столы”, где все дружно озвучивают проблемы, выносятся решения, но в жизнь они так и не претворяются.
Почему же так происходит?
Одна из главных причин, которую указывают предприниматели, – это коррупция.
– По мнению бизнесменов, которых мы представляем, коррупция не снизилась, а увеличилась, – говорит Любовь Худова. – Они в один голос утверждают, что получить заказ на честных условиях практически нереально. Притчей во языцех стали откаты, всем известны размеры таксы, в районе 15–20 процентов, будь добр – приготовь. Но при таких условиях бизнесу, особенно местным производителям, выжить очень сложно – откаты, налоги, НДС. Некоторые чиновники думают, что у предпринимателей деньги на деревьях растут…
А если не играешь по общим правилам, то найдется тысяча причин для отказа. Вот, например, письмо одного из предпринимателей по тендеру текущего года: “При участии в конкурсе по государственным закупкам, заявка ТОО отклонена по причине не соответствия предоставляемых на конкурс образцов по всем 34 лотам, без объяснения причин, акт экспертной комиссии к протоколу не прилагается, тем самым, ставя под сомнение само их рассмотрение. Оказывается, что отечественный производитель якобы не в состоянии даже произвести тапочки казарменные в соответствии с технической спецификацией…”.
– А иногда поводом для того, чтобы ты не прошел на тендер, может стать знак препинания, ошибка в номере телефона, хотя к самому товару или услуге это не имеет, казалось бы, отношения, – объясняет Любовь Худова. – Или заказчиком выставляются такие технические условия, что предприниматели элементарно не могут понять, что от них, собственно, хотят.
Зато на фоне этой неразберихи процветают посреднические конторы, которые предлагают свои услуги в получении тендеров. Появляются они как грибы после дождя, как только приходит сезон госзакупок.
Вот, например, типичное объявление в Интернете: “Поможем выиграть тендер, гарантия выхода в финал…”. За услуги просят опять же 10–15 процентов от размера заказа. И не имеет значения, какой товар, какая услуга, главное – заплатить посреднику.
А сколько появляется компаний, которые предлагают собрать и подготовить документацию, проводят всевозможные тренинги! И опять же все это стоит денег. В общем, тендер – это отличная возможность подзаработать…
Один из острых вопросов: кто выигрывает тендер – реальный предприниматель или лжепроизводитель? Если это простой перекупщик, спекулянт – значит бюджетные деньги уходят из страны. А местные предприятия остаются на грани выживания.
– В государственных закупках должны отдавать приоритет местному производителю, но, как показывает практика, основным критерием выбора могут стать цена, сроки или другие причины. Ситуации порой очень парадоксальные получаются и вызывают много вопросов. Так, например, отказ в тендере получают ведущие крупные компании, а выигрывает предприятие, о реальных возможностях которого ничего не известно. При этом тот, кто выиграл тендер, обязуется пошить, к примеру, огромное количество пар обуви, чуть ли не тысячи штук в день! Конечно же, у нас возникает подозрение: не собираются ли попросту привезти все это из Китая или Киргизии? Мы просили не раз объяснить, как возникают такие предприятия? Отвечают обычно, что, дескать, они специально под тендер арендуют фабрику вместе с оборудованием и людьми… – сетует наш эксперт.
– Иногда складывается впечатление, – говорит Худова, – что не заказы поступают под тендер, а наоборот. На то, чтобы информировать предпринимателей, могут дать всего 15 дней. А сроки выполнения заказа поставить такие минимальные, что добросовестный предприниматель, понимая, что не сможет за это время выполнить объем, просто не возьмется за это…
Специально для того, чтобы поддержать местных товаропроизводителей и отсеять спекулянтов, был создан реестр по выдаче сертификатов СТ-KZ. Но у предпринимателей возникает все больше недоверия к сертификату, и они пишут об этом в министерства и ведомства: “Нет ответа на вопрос об участии в конкурсах так называемых лжепроизводителей, наделенных статусом отечественных производителей, сам документ СТ-KZ превратился в товар, который можно купить…” – это из писем бизнесменов в самые различные инстанции – министерства, отраслевые ассоциации.
Такие тревожные сигналы требуют реакции со стороны уполномоченных органов – почему бы не провести проверку? Ведь достаточно выехать на место и посмотреть на производственные мощности. Это только в сказке про Царевну-лягушку пироги на столе появлялись сами по себе…
– А у нас бывают случаи, что тендер выигрывают предприниматели, которые вообще не имеют производственных площадей, а располагаются в квартирках, и огромные по объемам заказы отшивают всего на нескольких машинах… – говорит Любовь Худова.
Еще одна проблема бизнесменов, которые хотят поработать с государством, – это ценовая политика. Принцип самой низкой цены превращается в результате в головную боль не только для бизнесменов, которые не могут работать себе в убыток, но и для самих заказчиков – чиновников.
– Бывает, что компании перебивают цены. Мы считали, что порой они выставляют цены ниже себестоимости, – рассказывает Любовь Худова. – Это еще один повод усомниться: а в нашей ли стране они производят товар? Ведь отечественный производитель не может потянуть такую цену, ему нужно платить НДС, а доплачивать из своего кармана – нелепо…
Бывают и другие ситуации, когда компания-однодневка выигрывает тендер, а потом, чтобы выполнить взятые обязательства, бегает по фирмам и предлагает заказы. Кто-то соглашается, ведь это поможет продержаться, не закрыть предприятие.
Еще большую ценовую неразбериху внесли электронные закупки.
– Электронные закупки были созданы во благо, чтобы исключить “чиновничий фактор”, снизить коррупцию, – поясняет Любовь Худова. – Но в результате получилось, что любой желающий, сидя в квартире, может опустить цену ниже плинтуса. Он победит, но как выполнит этот заказ – еще вопрос. А если не справится с обязательствами, то придется вновь организовать тендер, а это требует времени.
Очередной сезон тендеров в разгаре, и в ассоциациях уже накопились жалобы от недовольных предпринимателей. Разумеется, не факт, что все обиды действительно имеют основания, но есть и реальные вопиющие случаи, которые требуют пристального внимания уполномоченных органов.
Чтобы собрать документы на тендер, отечественному бизнесмену-производителю придется отксерокопировать около 300 листов документации, все это нотариально заверить и потратить в итоге около 60 тысяч тенге.