На протяжении последних двадцати лет эта страна демонстрирует высочайшие темпы роста экономики, причем по всем направлениям.
Ежегодные внешние инвестиции в КНР достигают 50 млрд. долларов - абсолютный рекорд в мире.
Стремительно модернизируются традиционные и бурно растут новые отрасли экономики. По всему Китаю развернулось грандиозное промышленное и жилищное строительство.
Те, кто посетили любой китайский город, начиная от Пекина и заканчивая небольшим, по китайским меркам, центром провинции, поражаются бесконечным кварталам новостроек и площадок, одетых строительными лесами и конструкциями. Тысячи и миллионы рабочих трудятся на них с утра до вечера, и поэтому маленькая деревня вырастает в современный город за один год.
Другая характерная черта, которую отмечают все, побывавшие в Китае - огромное население страны, которое хлынуло в города и буквально затопило их.
Недавно объявлено о том, что население "Поднебесной" достигло 1 млрд. 300 млн. человек. Такие цифры человеческим сознанием поневоле воспринимаются как абстракция, но они наливаются грозным смыслом, когда видишь бесконечный поток сотен тысяч пешеходов и велосипедистов на улицах Пекина или Шанхая…
Но за прогресс приходится платить. Восхищение безусловными экономическими достижениями страны, энтузиазмом населения, принявшего грандиозные планы преобразования страны, порой мешает объективному взгляду на этот процесс в целом.
А каждое явление социальной жизни всякой страны имеет как свет, так и тени. И вот вторая, весьма тревожная, негативная сторона стремительного преобразования Китая сегодня все чаще становится предметом встревоженного внимания ученых, политиков, общественных организаций.
Экономическая модернизация в Китае по своим масштабам беспрецедентна в мировой истории.
Еще никогда и нигде в мире не осуществлялось такое усиленное влияние антропогенных (человеческих) факторов на природную среду. Сегодня проблема охраны окружающей среды, сохранения хрупкого природного равновесия становится для КНР важнейшей задачей, которую многие еще не осознают.
Идет активное перемещение населения из села в быстро растущие города. В любом китайском городе сегодня вы увидите одну картину: нескончаемые улицы серых производственных корпусов и многоэтажных жилых зданий - единственный выход для государства, чтобы дать всем жилье и работу.
Каждый год в города из села переселяются около 20 млн. человек, людской поток нарастает. Через 25 лет из сел в города переселятся 400 млн. китайцев. И всем им сразу же необходимо построить дома, инфраструктуру, дороги, обеспечить их электроэнергией, водой и всем, что нужно для жизни. И все это - в громадных, поражающих воображение объемах.
Все сегодня восхищаются мощной экспансией Китая на внешних рынках. Они активно теснят конкурентов практически во всех отраслях. Однако не многие задумываются над тем фактом, что Китай сегодня - один из главных мировых импортеров, прежде всего - сырья для своей экономики.
КНР стал крупнейшим в мире потребителем удобрений, алюминия, меди, цемента, занимает второе место по потреблению нефти. Своих ресурсов уже не хватает, поэтому в огромных количествах это сырье закупается за рубежом, в том числе и в Казахстане.
Подавляющее число электростанций Китая работают на угле. Количество угольной пыли, других вредных выбросов в воздухе, в связи с этим во многих крупных городах Китая стало большой проблемой. Однако другого выхода нет, энергии нужно все больше - и правительство страны сегодня продолжает политику строительства новых электростанций, большинство из которых будет работать на угле.
Экология и здоровье людей приносятся в жертву даже не экономической целесообразности, а просто жизненной необходимости: энергия нужна здесь - и сейчас! Миллионы людей ждать не могут!
Этот непререкаемый приоритет экономического роста, перед которым пасуют все иные соображения, доминирующий сегодня в политике китайского руководства, затронул впрямую интересы и его соседей. В частности, Казахстана.
Уже не первый год Китай вынашивает планы строительства крупного водоканала "Черный Иртыш - Карамай" в Синьцзянь-Уйгурском автономном районе страны. Это один из самых отсталых в экономическом отношении регионов КНР, развитие которого занимает в планах китайского руководства важное место.
По этому плану, новый канал позволит перебрасывать часть вод верховьев Иртыша в район перспективного нефтяного месторождения Карамай, где растущая нефтяная промышленность и бурно строящиеся новые населенные пункты требуют все большего количества воды.
Кроме того, в Синьцзяне идет быстрое увеличение посевных площадей, чтобы обеспечивать продовольствием почти 140-миллионное население региона. Площади отводятся прежде всего под зерно и хлопок, интенсивное возделывание которых также требует обильного и регулярного водоснабжения.
Для этого тем же планом предусмотрено увеличение забора воды в верхнем течении реки Или.
Планы китайского правительства вызвали настороженное и негативное отношение соседей. Некоторые казахстанские специалисты полагают, что строительство этого канала "обескровит" Иртыш и может иметь очень тяжелые экологические и социальные последствия для северо-восточных и центральных регионов Казахстана.
С введением в эксплуатацию канала, строительство которого идет весьма ударными темпами, Китай намерен забирать ежегодно до 1 кубокилометра стока Иртыша, при ежегодном общем стоке 8,5 - 9 кубокилометров.
А еще через десять лет, уже до 2 - 4 кубокилометров воды в год. То есть почти половину!
Мировой опыт регулирования речных стоков доказывает, что такой масштабный забор части речного стока грозит обмелением водных источников, деградацией природных ландшафтов и даже экологической катастрофой.
Вдоль Иртыша и в прилегающих к нему районах проживает 2,5 млн. человек, здесь находятся крупнейшие казахстанские города и промышленные предприятия: Усть-Каменогорск, Павлодар, Семипалатинск, сотни малых городов и поселков. Из Иртыша, через канал "Иртыш - Караганда" обеспечивается водоснабжение всего центра страны, в том числе таких важнейших городов как Астана и Караганда.
В случае пуска канала "Черный Иртыш - Карамай" хрупкое экологическое равновесие в этом регионе, как предполагают многие ученые, может нарушиться самым драматическим образом - воды Казахстану будет банально не хватать. Кроме того, строительство многочисленных китайских промышленных предприятий в верхнем течении Иртыша и его притоков может стремительно ухудшить качество иртышской воды, которое и сегодня далеко от совершенства.
К экологическому коллапсу может привести и намерение Китая увеличить забор воды из Или - другой крупной трансграничной реки региона. Ведь именно Или обеспечивает до 80% годового притока воды в озеро Балхаш - систему с очень сложной и хрупкой природной "конституцией".
Здесь даже относительно слабое влияние антропогенных факторов хозяйственной деятельности может привести к непредсказуемым последствиям. Экологи давно уже бьют тревогу по поводу экологического состояния Балхаша и всего Прибалхашского региона. А забор воды из Или, который может составить до 15 -20 % годового речного стока может привести Балхаш к ситуации, подобной аральской. Обмеление и снижение напора воды приведут к заиливанию и засолению вод Балхаша и территории и, вполне вероятно - к его гибели. Что будет значить такая экологическая катастрофа для Казахстана, для огромного региона - трудно предсказать точно, но ясно, что в такой ситуации глобального экологического кризиса о поступательном развитии страны можно будет забыть…
Но все попытки казахстанской стороны обратить внимание китайского руководства на эту проблему разбиваются о позицию Китая, согласно которой вопрос о строительстве канала уже решен и окончателно. Речь может идти лишь о согласовании и координации работ по предотвращению экстремальных последствий проекта.
За последние годы состоялось несколько двусторонних встреч и переговоров по этой проблеме, работали группы экспертов. Было даже заключено Соглашение между Казахстаном и КНР о сотрудничестве в области использования и охраны трансграничных рек. Однако оно не предусматривает каких-либо серьезных обязательств китайской стороны в случае, если действия КНР в этом вопросе будут затрагивать интересы нашей страны.
Китай находится у истоков этих рек - и он использует эту "козырную карту" с максимальной выгодой для себя.
Позиция китайской стороны в этом вопросе очень оптимистическая, они считают, что увеличение забора воды из Иртыша и Или на общем состоянии рек не скажется, к тому же все последние годы наблюдается рост речного стока. Однако многие казахстанские ученые и практики не разделяют ее воззрений.
Глубоких, объективных, независимых изучений всех аспектов проблемы не было, и КНР не очень хочет допускать к ней международные научные организации.
Поэтому тень возможных негативных последствий от резкого вмешательства КНР в экологию этого сложного региона остается висеть сегодня над нашей страной.