Если обратиться к официальной статистике, то в стране самозанятых всего 2 миллиона 693 тысячи 469 человек. Но эксперты ставят под сомнение эти данные, армия неучтенных людей намного больше. Да и как попадают в категорию самозанятых? Из общего количества всех трудоспособных высчитывают тех, кто официально работает по найму, предпринимателей, а оставшихся отправляют в эту странную “зону буфера” с говорящим названием. Дескать, заняты люди сами – а чем, как живут? Долгие годы этот вопрос оставался открытым. Несмотря на то что эта огромная армия людей практически не платит налоги, а значит, миллионы тенге утекают мимо казны, выводить “из тени” их не спешили. Все понимали, что это – как улей, потревожив который, можно столкнуться с роем разъяренных пчел. Социальная бомба, при неумелом обращении с которой можно получить взрыв. Среди самозанятых – работники барахолок, таксисты, сотрудники СТО и прочие работяги, которые окружают нас повсеместно.
Но с недавних пор власти все-таки решились взяться за эту проблему. И потихоньку начали “легализовывать” самозанятых. Впрочем, за дело взялись, как обычно. Толком не изучив, что представляют собой эти люди. Зато независимые эксперты решили досконально изучить наших самозанятых. Впервые было проведено исследование этой категории граждан Институтом мировой экономики и политики. Составить портрет “теневого гражданина” нам помогла социолог Айман ЖУСУПОВА.
– В Законе о занятости населения Казахстана дается определение, кто такие “самостоятельно занятые”. Но при этом ни в одном официальном документе не зафиксировано, что они не зарегистрированы в качестве официальных плательщиков налогов, – говорит Айман Жусупова. – По официальным данным, в Алматы всего зафиксировано 59 514 самозанятых, из них услугами по проживанию и питанию занимаются лишь 1 285 человек, оптовой и розничной торговлей – 37 689 человек, а ремонтом автомобилей – всего 295. При этом неизвестны другие категории – те, например, кто занимается частным извозом. А их – сотни! Очевидно, что официальные цифры едва ли отвечают действительности. Алматы – крупнейший город страны, куда стекаются тысячи людей в поисках работы со всех регионов.
Действительно, официальная статистика по самозанятым Алматы больше похожа на плохую шутку. Достаточно оглядеться вокруг, чтобы увидеть, что эта армия намного многочисленнее.
– Только на одном сайте, где размещены объявления о трудоустройстве в категории “Няни и домработницы” на начало июля 2013 года было 4 360 объявлений! Большинство из них – это неучтенные самозанятые, – приводит пример Айман Жусупова. Подозрительно мало и количество самозанятых в разрезе регионов. Так, согласно официальной статистике, больше всего их в Южно-Казахстанской области – 20,5 процента, Алматинской области – 14,4 процента. Тогда как в Алматы – всего 2,2 процента, в Астане – вообще 1,1 процента.
Понятно, что категория “теневых граждан” есть во всех странах. В США свободных агентов, как там их называют, – около 25 процентов от трудоспособного населения. Но с учетом того, что в Казахстане всего около 16 миллионов человек, многомиллионная армия “теневых граждан” выглядит устрашающе. Впрочем, отношение к ним – разное.
– Проведенное нами исследование показало, что одни считают их наиболее работоспособной и независимой частью общества, – продолжает Айман Жусупова. – Эти люди сами смогли себя занять и решили проблему без помощи государства. Другие считают, что это плохой показатель для страны, так как люди остаются без пенсий и социальной поддержки. Самое опасное – что самозанятые могут оказаться питательной средой, из которой можно черпать недовольных для различных антисоциальных действий. Стать силой, которой можно легко манипулировать, и использовать их в своих интересах.
Еще один важный момент: эксперты считают, что самозанятые являются кормушкой для чиновников. Их легко можно раскрутить на откуп и право продолжать работать нелегально. Как вывести армию самозанятых “из тени”? Вопрос, который так и не решен. А всевозможные программы занятости, на которые выделяют миллиарды тенге, с возложенной задачей не справляются.
– У этих программ множество недостатков, – считает Айман Жусупова.
Социологи составили портрет самозанятого алматинца, и некоторые факты удивили даже экспертов. Вопреки расхожему мнению половина самозанятых имеет высшее образование. Каждый десятый – неоконченное высшее образование.
Большая часть самозанятых – приезжие. Коренные жители в этой армии трудящихся составляют 41,3 процента. Где они живут? Исследование показало, что собственное жилье есть у половины. На съемных квартирах проживают 37,3 процента, у родственников и знакомых – 9,5 процента. У большей части этих людей, как выяснилось, нет своего собственного авто, они пользуются общественным транспортом.
Весьма показательной оказалась и семейная жизнь этих людей. Лишь у половины из них есть дети. Что еще раз подтверждает, что большинство “теневых граждан” не уверены в завтрашнем дне и не рискуют обзаводиться большой семьей, которую надо кормить. 43,3 процента опрошенных самозанятых не состоят в браке – по той же причине.
Впрочем, доходы, как выяснилось, у этой категории граждан не столь малы. Большинство алматинских самозанятых указали, что их заработная плата составляет от 50 до 100 тысяч тенге. Доход от 300 тысяч тенге и выше имеют 0,8 процента опрошенных. А минимальные доходы – от 30 до 50 тысяч тенге – 24,7 процента.
Социологи поинтересовались у этой категории граждан: а какой бы доход они хотели иметь? Выяснилось, что не так уж и требовательны наши самозанятые – большинство (23,5 процента) ответили, что их устроил бы доход от 100 до 150 тысяч тенге. Откладывает деньги и имеет какие-либо сбережения лишь треть от общего числа опрошенных. В основном всё заработанное тратится сразу. При этом больше половины респондентов весьма довольны свой жизнью. А в числе самых распространенных проблем, которые их беспокоят, – рост цен на коммуналку, продукты питания и коррупция.
Главный же вопрос: готовы ли эти сотни тысяч “теневых граждан” выйти на свет, легализоваться? Социологи пошли на необычный ход, предложив самозанятым стать экспертами, и проанализировать их сферу деятельности и экономическое положение.
Почему люди оказались в категории самозанятых? На этот вопрос большинство опрошенных (35 процентов) ответили, что причиной стали безработица и невозможность найти работу по специальности. Но большинство людей живут одним днем и не уверены в том, что будет завтра. На рынке теневого труда, по словам самих же самозанятых, главными проблемами являются дикая конкуренция, нестабильность и низкая оплата труда.
Оно и понятно. Приехал, например, из Шымкента водитель на заработки, так он за полцены готов отвезти в любую точку. На теневом рынке идет война за тиынку без всяких правил и этикета. Но как бы нам ни казалось, что "теневые граждане" предоставлены самим себе, опрос показал, что в действительности это не совсем верно. Так, в ответ на вопрос, кто контролирует сферу, в которой вы работаете, 30,2 процента указали государственные органы – акимат, налоговые службы, дорожную полицию... Однако при этом большинство опрошенных (79,6 процента) не горят желанием легализовывать свою деятельность. Они считают, что официальная регистрация не улучшит их дела. На вопрос, пытались ли они вообще зарегистрировать свой бизнес, 73,3 процента ответили – "нет". Почему? 23 процента не видят в этом необходимости, 15 процентов считают, что их доход и без того слишком мал.
– В целом результаты наших опросов показали, что самозанятые удовлетворены своей жизнью. Поэтому вопрос, как же побудить их платить налоги и делать отчисления, остается одним из самых сложных, – говорит социолог Айман Жусупова.
Найдется ли решение – покажет время. Пока же одни платят налоги на содержание дорог, больниц, школ, другие работают только на свой карман и считают, что это правильно…