На протяжении не одного десятилетия танцы являются одной из главных фишек индийского кино. С помощью движений актеры признаются в любви, просят прощения или выражают таким образом гнев, обиду… Такое впечатление, что в Индии танцуют все и по любому поводу!
Гости из этой страны прибыли в Казахстан показать свое искусство по приглашению Центра индийского классического танца накануне Международного дня танца, который отмечают 29 апреля.
Раджендра Гангани, потомственный танцор с более чем 40-летним стажем, говорит, что в каждом штате Индии свой народный танец, своя музыка. Но чувство ритма в крови у всех индийцев, дети его впитывают с молоком матери. И все же кино и настоящий классический танец – разные вещи:
– В фильмах актеры делают очень медленные движения, а при монтаже их убыстряют. Так создается впечатление головокружительных поворотов и пируэтов. По сути, это обман зрителя. Сейчас индийские фильмы превратились в попсовые, от искусства в них мало что осталось. А вот в старых индийских фильмах, снятых на севере страны, чувствуется большое влияние классической музыки. Затем с юга пришли свои танцоры, стили объединились, и этот микс увидел зритель. В целом в индийском кино всегда было много мелодраматических историй, они очень близки психологии казахстанцев. Ведь в Индии, как и в вашей стране, важны ценности семьи, любовь.
Индийский классический танец катхак зародился в северной Индии более 2000 лет назад и в переводе с санскрита означает “рассказчик”. Его танцевали в храмах, на языке тела раскрывали тайны мироздания. А в средние века сформировались два основных направления катхака – джайпур гхарана и лакхнау гхарана.
Наш гость Раджендра Гангани родился в семье потомственных танцоров, которая практиковала стиль джайпур гхарана в течение многих столетий. Танцами он занимается с четырех лет, и по сей день уделяет занятиям несколько часов ежедневно. С концертными выступлениями танцор объехал страны СНГ, Европу, Азию, побывал в США… Преподает катхак в одном из главных институтов танца Индии.
Когда-то танец считался сугубо мужским, но сейчас его танцуют женщины. Свати Синха – ученица Гангани, несколько лет назад под руководством гуру основала танцевальную академию:
– Я жила рядом со школой, где преподавал Раджендра Гангани. Всегда прыгала у телевизора, вот мама и решила, что я люблю танцевать. В школе было много учителей, но я поступила именно в его класс. Считаю, это судьба! Учителя танцев легко найти, а вот гуру – только волей судьбы.
Мои собеседники рассказали, что как бы поп-культура ни захлестывала молодежь, все же парни, девушки стараются найти учителя и обучиться именно древней классике.
Наиболее примечательны в танце катхак повороты. Они и являются показателем высокого мастерства исполнителя. Выполнение ряда элементов с поворотами требует тщательной подготовки, но создает очень красивое и впечатляющее зрелище.
– Например, танцор делает на большой скорости стремительные пируэты, потом резко останавливается и принимает стоп-кадр, – раскрывает секреты Свати Синха. – По законам гравитации, мы притягиваемся к земле, а тут мы стараемся поднять всю энергию вверх…
Раджендра Гангани к числу качеств, необходимых исполнителю катхака, добавил выносливость:
– Наши танцы – это целый спектакль и эмоции, которые нас обогащают.
Костюм исполнителя классического индийского танца трудно представить без колокольчиков, которые надевают на ноги. Во время выступления на каждой ноге индийских гостей было по 150 колокольчиков общим весом три килограмма. Традиция носить весомые браслеты с колокольчиками уходит в далекое прошлое. Каждый индийский мужчина дарил своей супруге такие браслеты, и когда женщина возвращалась домой, он по звуку колокольчиков узнавал вторую половину.
Еще один непременный атрибут классического танца – улыбка. И исходит она из глубины души, говорят гости из Индии:
– Это не маска, а глубокое внутреннее состояние, ведь во время танца происходит максимальная релаксация души и тела.
В Казахстан гости из Индии прибыли во второй раз. Большое впечатление на них произвели Зеленый рынок в Алматы и казахские танцы.
– На рынке лучше узнаешь людей. Как бы ни развивалась страна, ни строились супермаркеты, базар останется тем, что близко людям, – говорит Раджендра Гангани.
В Алматы для гостей исполнили казахский танец. Танцоры очень внимательно следили за каждым движением наших девушек, а после поделились впечатлениями:
– Как и в индийском классическом танце катхак, в казахском танце много движений кистью, пальцами, большинство движений – плавные. А казахский костюм такой же летящий, легкий, как индийский.
Акмарал Кайназарова – обладательница степени магистра индийского классического танца, ее имя занесено в Казахстанскую книгу рекордов (КИНЕС). Она живет в Алматы, но продолжает регулярно летать в Дели постигать новые премудрости у звезд катхака.
Акмарал входит в состав профессиональных исполнителей классического танца бхаратанатьям Индийского совета по культурным отношениям в Нью-Дели. Каждое ее выступление – целый спектакль, который можно смотреть часами, не отрывая глаз. Но за всей этой легкостью и отточенностью движений – годы упорной работы, ежедневные занятия танцами, йогой.
– В Индии 8 стилей классического танца, у всех танцевальных стилей разная техника исполнения, но философская сущность – одна, – рассказывает директор и хореограф единственного в Центральной Азии Центра индийского классического танца Акмарал Кайназарова.
По словам артистки, постижение искусства катхака – очень длительный процесс. И сколько “букв”, “слов” выражено в танце при помощи пальцев, рук, глаз – никто даже не пытался сосчитать!