В декабре 2018 года Казахтелеком сообщил, что подписал договор о покупке 75 процентов голосующих акций АО “Kcell”. Через две недели Tele2 предупредил своего партнера, что договор надо исполнять. Неделю назад, 23 мая, Казахтелеком подтвердил, что на опцион соглашается и покупает долю “Tele2 AB” в СП.
– Друзья, рады поделиться с вами важной новостью. Сегодня Казахтелеком и “Tele2 AB” подписали договор о приобретении 49 процентов доли шведского мобильного оператора в СП. Ожидается, что сделка будет завершена в конце июня, – сообщила тогда пресс-служба оператора.
Теперь Казахтелеком владеет двумя компаниями мобильной связи – АО “Kcell” и “Мобайл-телеком – Tele2”. Вместе они занимают 62 процента рынка.
Формально это значит, что КТ должен получить статус монополиста на рынке связи и за ним должно быть установлено жесткое наблюдение. Но комитет по регулированию естественных монополий, защите конкуренции и прав потребителей РК (КРЕМ) так не посчитал. Как теперь будет действовать большой игрок и чего ждать от него простым людям?
– Покупка Tele2 – вынужденная мера для Казахтелекома, – сказала глава представительства “iKS-Consulting Казахстан” Светлана ЧЕРНЕНКО в интервью “КАРАВАНУ”. – В основном для того, чтобы сохранить имидж страны. Дабы не создавалось впечатление, что из страны невозможно вывести инвестированные деньги.
Когда рынок рос, к нам пришли зарубежные компании. Они получили то, что смогли получить. Абоненты закончились.
Поэтому свои активы из Казахстана, как и с других зрелых рынков, выводят. Это не какая-то антиказахстанская политика, а общий ответ бизнеса на исчерпание ресурса.
Правда, такую ситуацию государство само и спровоцировало. 20 лет рынок был формально демонополизирован. Но из-за нежелания допускать к национальным сетям другие компании и отсутствия продуманной госполитики в области телекоммуникаций и связи Казахтелеком все это время оставался ключевым игроком с существенным государственным участием. При этом он, по большому счету, выполнял роль и регулятора, и коммерческого оператора связи. Неестественная монополия “Казахтелекома”
– Будет ли объединение брендов? Скорее всего, нет, – считает эксперт. – Надо признать, что Казахтелеком – не самый сильный игрок на рынке мобильной связи. Насколько он будет продолжать пытаться усилить свои позиции, сказать сложно.
Создание такого монобрендового рынка ни к чему хорошему не приведет. Это не будет хорошо и для самого монополиста, так как в итоге все поступления от операторов сливаются к нему.
Поэтому наличие конкуренции хотя бы на уровне брендов необходимо. Я думаю, в Казахтелекоме это понимают.
Экономически все три компании мобильной связи успешны. Kcell в прошлом году заработал 150 миллиардов тенге дохода и получил 8,5 миллиарда тенге прибыли. Tele2 и Altel заработали вместе 122 миллиарда тенге. Судя по показателям Beeline, его доходы уж никак не меньше, чем у Kcell. Все модели работают. Зачем что-то менять в работе “дочек”.
– Не думаю, что будут переигрывать стратегии, – продолжает Светлана Черненко. – Монополисту не позволят всё это свернуть и сделать одного дорогущего оператора. Это никому не выгодно. Но и, конечно, я разделяю бытующее мнение, что перед IPO усиление активов Казахтелекома будет плюсом для компании. Вполне возможно, что эти активы будут реорганизованы или проданы.
Когда это произойдет? Сейчас мы входим в новую эру развития рынка связи. Его лейтмотивом будет Интернет вещей. Все люди уже подключены, у всех есть средства связи. Теперь осталось подключать машины. Но эта история – довольно темная: идей много, но реализация пока не очень. Когда Интернет вещей вступит в фазу активного развития, возможно, наступит вторая волна интереса, и мы увидим новых игроков.
АЛМАТЫ