Книга была написана в разгар движения за гражданские права и глубокие изменения в подходе к психологии и психиатрии в Америке. Она стала неким манифестом протеста против всего официального: в политике, в медицине, в военной сфере. И ухода от действительности. Сам писатель употреблял наркотики и даже участвовал в программе по изучению влияния психотропных препаратов на человека. За работу подопытным кроликом платили. Но деньги у Кена Кизи были. Видимо, ему просто хотелось получать наркотики легально.
Вокруг литератора образовалась группа последователей-интеллектуалов, которую тут же прозвали “бандой веселых шутников”. Автобус “шутникам” нужен был, чтобы проехаться по стране и показать себя миру.
Первоначальная цель поездки была простой – отпраздновать выход очередного романа Кизи и посетить Всемирную ярмарку в Нью-Йорке. Потом цели расширились: банда посчитала себя лучом солнца, который должен проникнуть в болото американской глубинки. Поэтому автобус художник Рой Себерн изрисовал в ярко-кислотные цвета, да так, чтобы резало глаза. В салон впихнули стереосистему, пару холодильников, на крыше оборудовали смотровую башенку. Транспорт получил собственное имя – Furthur. Люди, даже те, кто не в теме, должны были сразу понимать, что здесь они найдут не только хороших собеседников, но и травку, и метамфетамины, и ЛСД (хранение ЛСД запретят в США только через два года). В общем, люди поехали за приключениями.
По пути группа, в которую входили музыканты, философ, фотограф, пара писателей и режиссер, создала набор музыкальных записей, которые потом стали известны как “Кислотные тесты”, сняли документальный фильм, написали две книги. Все произведения тут же стали популярны. Как и желто-зеленый автобус.
Через несколько лет у Furthur были уже десятки клонов. Хиппи стали делать их из автобусов самых разных моделей.
Кто-то – из старых школьных машин, кто-то – из коммунальной, а кто-то – из круизной или строительной техники. У кого на что хватало средств. Постепенно автобус, окрашенный в яркие цвета, стал символом самого движения хиппи.
Самое примечательное, что все эти переделки: ядовитые цвета, надстройки, тюнинг салона, двигателя и трансмиссии – не вызывали никаких эмоций у полиции, независимо от штата. Все блюстители порядка признавали право таких транспортных средств на движение по дорогам, которые они контролируют.
Все объясняется просто – за техническим состоянием автомобилей в США следит не полиция. Это вотчина страховых компаний.
Если при их очередном осмотре инспектор посчитает, что определенное изменение может привести к поломке и ДТП, он попросту не выпишет страховку на машину. И всё, больше она никуда не двинется. Первый же полицейский конфискует ее, а на владельца наложит штраф. Если же изменение некритично и его можно исправить, то владельцу дадут время на исправление недостатка. Всё логично и понятно.
Такие правила позволяют владельцам автомобилей в США выражаться, как их душе угодно. Машины в виде ванн, чайников, собак и дельфинов – вполне нормальны на местных дорогах. Покрытие может быть из ткани, пластика, металла или других материалов. Главное – соблюдение безопасности.
Полиции это даже удобно: чем больше машин будет в художественном исполнении, тем легче их идентифицировать при необходимости. Что легче найти в городе: стандартный белый седан или трейлер с головой собаки вместо кузова?
Практически в каждом штате проходят свои конкурсы художественных автомобилей. Самый известный – в Хьюстоне, штат Техас. При этом, по правилам, в нем может принять участие не каждый желающий, а только владелец машины, про которую написали в прессе.
Конечно, свобода оформления машин имеет и обратную сторону. На другом конце такого сравнения будут индийские, пакистанские, индонезийские автобусы и грузовики, безумно украшенные резьбой по дереву, пластиковыми панно или цветастыми коврами. Но опять включаем ограничения: ответственной за техническое состояние транспортного средства должна быть страховая компания. Позволит она на свой страх и риск украшать машину деревом и коврами – пожалуйста. Станут они причиной ДТП – эту же страховую компанию надо штрафовать нещадно. Тогда индийские фильмы быстро исчезнут с дорог…
Технический осмотр в Казахстане стал профанацией. Почему? Те, кто выдает бумажки с печатями, ни за что не отвечают.
Даже в случае ДТП к ним не предъявляют претензий. Когда эту сферу выводили из зоны ответственности государства, говорили, что рынок быстро всё наладит и сделает техосмотр прозрачным. Не получилось. Чиновники снова показали, что они не понимают, как работает рынок. Они считали, что станции техосмотра будут поднимать цены, чтобы выжить. Оказалось, что они сокращают расходы, чтобы заработать. Парадокс, если думаешь, как чиновник. Но ведь предприниматели – люди с гибким мышлением. Они найдут, как вывернуться.
Надо сделать второй шаг: передать функцию контроля над станциями техосмотра страховым компаниям. Как? Наверное, комиссионно. В стране работает Ассоциация страховщиков Казахстана. Ей и отдать контроль за работой станций. Поверьте, через пару лет разбитые колымаги исчезнут с дорог Казахстана. Как и коптящие, и воняющие, и с неработающими фарами. Бонус-малус решает всё.