"Тебя бросили, потому что ты алкаш, наркоман, игрок или лентяй": что перестало быть постыдным для молодых казахстанцев

А, что исключает из списка «уятов» современная молодежь? Исследовать мнения казахстанцев на эту тему попробовала корреспондент портала Caravan.kz.

Что интересно, за новые стереотипы охотно выступают девушки. На интернет-тусовках в разных социальных сетях звучат порой их очень смелые заявления.

«Я считаю, что давно уже не стыдно быть чайлдфри, пора уже признать всем людям в мире и нашим казахстанцам тоже, что любой человек имеет право не хотеть детей, - пишет жительница Актау Асем. М. – Мне двадцать пять лет, и меня вся семья то и дело спрашивает, когда уже замуж, дети, и однажды я сказала правду, что замуж, может, и пойду, а детей иметь не хочу. Бабушка аж за сердце схватилась: «Что она говорит? Позор…». Что в моем желании жить, не обременяя себя рождением и воспитанием потомства, позорного? Не хочу я быть молодой мамашей, кормить грудью, не спать ночами, когда дети болеют, тратить деньги желаю только на себя, и время, кстати, тоже. И стереотип «семья-дети-внуки-правнуки-могила достопочтенной бабки» считаю архаичным.

Кстати, споры, разгоревшиеся под постом Асем, очень умные и интересные. Вот, что пишет, например, жительница Алматы Айзере:

«Согласна, не стоит заморачиваться на роды тем женщинам, которые не хотят детей. Что ж им, взяться рожать в угоду традициям? Мол, нужно же, хотя бы после тридцати, и для себя. Мужиков чайлдфри, кстати, сейчас тоже много, даже больше, чем баб. Но я считаю, что, если здоровый, адекватный человек решил прожить свою жизнь «пустоцветом», он должен платить государству налоги «за бездетность». И эти деньги можно потом пускать на покупку недорогих домов в красивых селах для многодетных или неполных семей».

Много молодых казахстанок считают опасным предрассудком «не выносить сор из избы», традицию молчать о семейных проблемах, не привлекать к ним внимания.

«Моя свекровь, когда мы ссорились с мужем и он поднимал на меня руку, всегда говорила мне: «Он не со зла, а на эмоциях. Молчи, не говори никому, уят разносить на весь белый свет свою личную жизнь», - рассказывает Салидат М. из Караганды. – Самое интересное, что свекор, напившись, частенько поколачивал уже старую мамашу моего мужа. И она потом спокойно дальше продолжала готовить ему чай, стирать белье, лечить, обихаживать. Я с третьих побоев показала своему мужу фигу и потопала домой к своим родителям – показывать синяки. Они были в шоке, так как считали сватов порядочной семьей, помчались разбираться. И моя свекровь, теперь уже бывшая, сказала: «Я думала, ваша дочка умная девушка. Что умеет хранить покой в семье, не жаловаться, не ныть. Пускай теперь без мужа остаётся, мой сын с ней разводится». Это её сын со мной разводится? Это я от него ушла!».

С Салидат согласна Анна В. из Астаны, которая пишет в сети:

«У нас дома свекровь была «генералом», она решала, кто что по дому делает, кто где работает или не работает, могла, например, сходить в организацию, где трудится её муж, и разузнать там, что и как, какие у её супруга перспективы, какая обстановка в коллективе. Мне она с первого дня сказала, чтобы я половину зарплаты ей на руки «сдавала», на общие семейные нужды, при этом попросила, чтобы я ей принесла выписку из бухгалтерии, какой у меня оклад. Чтобы «все было по честноку». Когда у нас с мужем родился сын, свекровь стала играть в «идеальную бабушку», мы должны были ухаживать за ребенком ровно так, как она сказала. Свекровь спокойно рылась в моих вещах под предлогом уборки в платяном шкафу. Исследовала мою сумочку, пока я была в душе, могла покопаться в моем телефоне. Когда мне до смерти надоело, что этой женщины в моей жизни ну очень уж дофига, я подала на развод. Причем мужу сказала, что есть вариант не разводиться, а снять квартиру и жить отдельно. Свекровь своему сыночку отдельно жить не разрешила, и бракоразводный процесс состоялся. В суде я откровенно и в подробностях рассказала, почему развожусь, и свекровь тут же, в зале суда, стала на меня кричать: «Бессовестная! Грязное белье при всех вывернула! Да в обычаях нашего народу сроду не было сор из избы выносить! В семье не без уродки!». В каких обычаях? Мне нужно было притворяться счастливой, чтобы сохранить статус замужней женщины? Или терпеть эту беспринципную мадам в надежде, что я её переживу? По мне стыд не дым, глаза не выест. Да, я «скандальная» разведенка с ребенком, ну, закидайте меня помидорами…».

Как на понятии "уят" делают деньги люди без совести

А вот насчет того, исключать ли уже сам развод в молодой семье из списка «уятов», у молодежи споры:

«Я считаю, что вот эта установка, испокон веков идущая от поколения к поколению «женился - живи» - правильная и актуальная, - убежден Али Д. из Кызылорды. – Хотя бы попробуй жить так, как надо, в добре и согласии. У нас многие молодые мужчины возможностью развестись снимают с себя ответственность за семью. И много женщин умеют говорить: «Не нравится? К маме уйду!». А семья – это как строительство дома. Пока он вырастет в большое и красивое здание, придется много и терпеливо поработать. Я недавно был в Узбекистане, так там люди, которые хотят уйти от супругов, не важно, мужчина, женщина, сначала объясняют причину своего поступка совету старейшин. И старики подумают, посоветуют, как можно исправить ситуацию в семье, если она исправима, над чем еще супругам стоит поработать. Кого-то пожурят, другого откровенно пристыдят, третью пожалеют и защитят. И зачастую помогут сохранить семью».

С Али согласен и Сергей У. из Уральска.

«Да провалюсь я под землю от стыда, если на вопрос, как жена, как дома, придется говорить: «Разбежались…». Если жена в разводе виновата, гуляла там, или хозяйкой оказалась никудышной, мужик сам баран, не разглядывал, кого брал. Если сам накосячил - то еще хуже, ходи по улице, не поднимай глаза. Тебя  бросили, потому что ты алкаш, наркоман, игрок или лентяй».

«Лучше развестись как можно быстрее, чем жить с дурой или шлюшкой, - уверен Сергей Н. из Талдыкоргана. - - Я говорю это потому, что женщина, как арбуз - сразу не распознаешь».

И много полярных мнений у юных казахстанцев про самый обсуждаемый уят – открывать тело.

«Ни мужчине, ни женщине не пристало оголять свое тело, вызывая низменные желания у окружающих, - считает Талгат Г. из Кызылорды. – У нас на некоторых девушек посмотришь, у них вечный «корпоратив», платья короткие, кофточки на лямочках. Не знают барышни, кому отдаться, больше я о таких ничего не скажу».

«Зачем тогда существует мода и зачем производят красивые открытые одежды, если я из-за какого-то местного менталитета не могу их носить?» – спрашивает Шырынкуль А. из того же города.

Мужчины с макияжем и на каблуках возмутили казахстанцев

«Откровенно смеюсь над теми парнями, которые выставляют в сети свои фото, где они с голым торсом, - говорит Салим Ж. из Туркестана. – Больше поразить людей нечем? А девушки в глубоких декольте? Если у тебя красивая грудь, это не значит, что ты должна выставлять её напоказ. Ею ты будешь кормить ребенка, когда он родился. Если у тебя красивые бедра, не пяль на них шортики. Бедрами будешь вертеть перед мужем, не надо перед всеми мужиками. Не теряйте, люди, стыд».

И это, кстати, неполный список споров о том, что стыдно нынче, а что - уже нет. Сейчас, например, на одном из женских форумов разворачивается спор, не позорно ли в одном и том же платье появиться на двух разных тоях. И сотни пользовательниц Интернета уже сцепились языками, выдвигая свои аргументы. Но о тоях, платьях, числе апельсинов в вазах на столах и этажей в тортах и прочих нюансах современных торжеств мы поговорим с читателями в следующий раз.