Театр начинается с финансирования

Окраины без театров

Отныне у служителей Мельпомены в столице есть собственный клуб “Театральный диалог”. Открытие площадки состоялось в рамках Года театра. В ходе первого заседания чиновники от культуры и деятели искусства рассказали о статус-кво театральной сферы столицы и предложили пути решения различных проблем.

Как рассказал заместитель руководителя управления культуры и спорта Бакытжан ПАЗЫЛХАЙЫР, в Нур-Султане представлено 18 театров, из них 6 городских, 2 республиканских, 10 частных.

– Больше всего театров – 9 – в районе Сарыарка, в Есильском – 6, в Алматинском – 1, в районе Байконыр – ни одного. В последних двух проживает более 600 тысяч человек, большинство из них студенты и прибывшие граждане, работающие в строительном секторе. Жители окраинных районов Ондирис, Коктал, Железнодорожный не имеют доступа к театрам. В прошлом году столичные театры посетили более 355 тысяч человек, 40 процентов из них – постоянные зрители, – сообщил Пазылхайыр.

Ребрендинг для храмов искусства

Заместитель руководителя управления культуры и спорта назвал четыре популярных жанра у столичной аудитории: комедию, музыкальный спектакль, молодежную драму и “про исторические личности”. Театр начинается с денег: что творится в ГАТОБ им. Абая

– В театральной сфере столицы трудятся 737 человек, 390 – творческий персонал. Средняя стоимость билета в городские театры – 1 тысяча тенге, тогда как в республиканские – от 5 тысяч и выше. Среди основных проблем – недостаточное финансирование на развитие, нехватка профессиональных молодых кадров, неготовность менеджмента театров к современным вызовам, неконкурентоспособность, низкий уровень грамотности у зрителей нового поколения, – отметил Бакытжан Пазылхайыр.

В управлении культуры считают, что для изменения ситуации необходим в том числе ребрендинг храмов искусства, увеличение их доходов, проведение международных фестивалей, развитие частных театров.

– Нужна работа с меценатами, внедрение нейминга – название театральных залов в честь спонсоров, продажа билетов корпоративным клиентам, туристам. Участникам форумов можно вручать билеты на спектакли. Можно ставить спектакли под тематику спонсоров: как в Европе, например, для авиакомпаний ставят тематические спектакли о жизни пилотов, – предложил чиновник и в качестве примера привел опыт алматинского театра “АРТиШОК”, который при небольшом составе и таком же финансировании (театр является частным) сумел завоевать популярность.

Центр притяжения

Художественный руководитель Казахского музыкально-драматического театра имени К. Куанышбаева Талгат ТЕМЕНОВ предложил открывать филиалы театров, которые бы играли постановки в отдаленных местах, создать театральный журнал.

– Один из острых вопросов – финансирование. Бюджет театра “Астана Опера” на спектакль – 330 миллионов тенге, наш бюджет 3–3,5 миллиона. Настало время с учетом инфляции поднять бюджет каждой постановки. А то покупаем дешевые китайские товары, и на третью премьеру всё рвется, выходят бедные изношенные изгои на сцену.

Также беспокоит ситуация в Русском театре им. Горького (руководство подозревается в причастности к преступлению, связанному с хищением средств, выделенных на ремонт. – Прим. ред.), – высказался Теменов.

Начальник управления культуры Нурлан Сыдыков в ответ сообщил, что сейчас перерабатывается ПСД по театру, поскольку прежняя уже устарела. А осенью власти намерены отметить его юбилей.

Талгат Теменов поднял вопрос и создания Дома актера в столице, где могли бы собираться деятели сцены. На что Нурлан Сыдыков заявил, что на пересечении улиц Тауелсиздик – Нажимеденова появится большой культурный комплекс “Абай әлемі”.

– Со следующего месяца начнется строительство трехэтажного здания комплекса, где разместятся 5–6 основных творческих коллективов. На первом этаже будет современный музей, раздел, посвященный Абаю, и зал-трансформер. На втором – коворкинг и библиотека, на третьем – союзы театров, писателей художников. Это должен быть центр притяжения для всех категорий горожан, – сказал руководитель управления культуры.

Нур-Султан