Театр Лиц. Искусство выживания

Встретив меня в одной из гримерных комнат Театра им. М. Ю. Лермонтова в Алматы, режиссер любезно предложил чашечку кофе и начал свое повествование:

– Это было сразу после окончания театрального факультета академии искусств им. Жургенова. Как тогда, так и сейчас основной костяк в этом деле – я и несколько моих сокурсников. Нам повезло – сразу после окончания академии мы стали работать по профессии. Но практическая театральная жизнь быстро спустила на землю – больших работ нам никто не обещал. Однако внутренний пожар из мечты, бунтарства и стремления к большим ролям взял верх, и в 2006-м году список алматинских театров пополнил энергичный и по-хорошему дерзкий проект. Конечно, многие из моих сокурсников достаточно скептически отнеслись к этой рисковой затее, ведь была велика вероятность, что наш небольшой театр просто затеряется, если не погибнет, под топотом старших, уже зарекомендовавших себя собратьев! Тем не менее театр Лиц уже восемь лет находит своих зрителей.

Но, как известно, у монеты две стороны, и если первая представляет собой творческий процесс, овации зрителей и духовный подъем, то другая спускает на землю к мирским, материальным проблемам. Пригубив подостывший кофе, режиссер посетовал:

– Перед запуском театра столкнулись с очевидной проблемой – нужно создавать декорации, шить костюмы, искать реквизит. Так как финансирование подобных молодежных проектов в нашей стране отсутствует, пришлось подрабатывать на стороне, чтобы хотя бы платить актерам за отыгранные роли. Театр – не коммерческий проект.

На вопрос о том, какой резон работать задарма, Андрей не задумываясь ответил:

– Прежде всего – это качественный актерский рост. Все актеры, которые были непосредственными участниками процесса становления театра Лиц, очень ценятся в своих театрах. Они заточены на командную игру, конечный результат и имеют свое видение, порой предлагая невероятно толковые советы, выводя спектакли на качественно новый уровень. Жизнь в театре Лиц повлияла на наше актерское становление – это бесспорно.

Спрашиваю режиссера об отличиях его театра от других в Алматы. Андрей, сменив сосредоточенность на грустную улыбку, поведал:

– Главным отличием является то, что у нас нет своего помещения. Нетрудно догадаться, насколько дорога в Алматы аренда соответствующего помещения. Поэтому в списке постоянных проблем театра эта стоит на одном из первых мест. Преподавая актерское мастерство, я договариваюсь с хозяевами зала о временной аренде их помещений для наших репетиций в качестве оплаты моих уроков. Как правило, люди идут навстречу.

Не заметить того факта, что на протяжении восьми лет жизни театра Лиц режиссер выдал в свет лишь тройку серьезных спектаклей, мы не могли.

– Вследствие полного отсутствия финансирования мы нечасто устраиваем премьеры, – объясняет Андрей. – Первой нашей постановкой стали “Молодильные яблоки”. Через год, когда добыли соответствующую сумму денег, свет увидел “Кот в сапогах”. После, собрав воедино все знания и опыт двух прошлых постановок, поставили уже взрослый спектакль, два года работали над пьесой Евгения Шварца “Дракон”. Это достаточно сложная и масштабная вещь. Долгие труды и бессонные ночи оправдали себя: по мнению зрителей и критиков, “Дракон” оказался не только удачным, но и новаторским, что позволило нам побывать с ним на международных театральных фестивалях СНГ и даже за его рубежами. У нас полностью отсутствуют какие-либо службы, свойственные большим театрам, будь то аудиовизуальщики, монтажники и т. д. Один актер отвечает за декорации, второй – за реквизит, третий – за костюмы… Но, пройдя со своей командой весь этот тяжелый путь  и наблюдая, как на сцене воплощаются в жизнь идеи и замыслы, я, как режиссер, получаю  ни с чем не сравнимое удовольствие.

Конечно, в любом творческом коллективе случаются споры и конфликты. В случае с Кочиновым и его труппой “третьим лишним” часто выступают театры, которые требуют от актеров играть роли только в своих стенах, тем самым лишая молодых людей свободы выбора и личностного творческого поиска. Актеров Андрея уже не раз вызывали на ковер и ставили ультиматум: “Либо работаете в нашем театре, либо уходите”. Фактически актеров лишают какой-либо подработки и вынуждают выживать на мизерную зарплату.

– Ни здравого смысла, ни понятной для меня логики я в этой ситуации не вижу, – заключил театральный режиссер.

Алматы