После окончания художественно-графического факультета Татьяна Толматова устроилась в школу учителем изобразительного искусства и черчения. Но мечты о творческом педагогическом начале разбились о царящую там скуку, 9 лет ушло на попытки не дать себе погрузиться в состояние безынтересного отбывания рабочего времени:
– Наверное, все дело в коллективе. Я ушла в коммерческую компанию, сначала работала дизайнером по интерьерам, потом стала руководителем направления “жалюзи”. И была уверена, что в школу никогда не вернусь. Но поработав в бизнесе, поняла – ты вроде бы насытилась деньгами, амбициями, но творчества не хватает. Я пыталась восполнять этот дефицит дома – шила детям костюмы и рюкзаки, вышивала.
Она и сейчас с гордостью показывает свои работы – шкатулки и цветы из кожи, разноцветные батики. Очередной поворот судьбы наметился, когда дети Татьяны Викторовны стали учиться в школе №1 имени Чернышевского:
– Здесь мощное творческое начало, много творческих людей. Жизнь кипит, литературные вечера сменяются соревнованиями, те – олимпиадами и выставками. И я стала ловить себя на мысли: в этой школе поработала бы. Мне здесь нравится. Вскоре мы уже всей семьей, вместе с детьми и мужем, участвовали в творческих проектах.
Тем не менее, когда в феврале 2013 года Толматовой предложили место учителя технологии у мальчиков, это было воспринято ею как авантюра. Но, поразмыслив пару недель, необычное предложение приняла
– Мне казалось, я с головой ныряла в омут, – признается педагог, – особенно когда зашла в кабинет. Настоящий развал, все разбито, стены ободраны, шкаф рассыпался...
Что помогло преодолеть трудности? Татьяна Викторовна увлекалась резьбой по дереву, вместе с мужем собирала мебель. Супруг поддерживает все ее начинания: помогает разбираться с инструментарием и станками, ремонтом и оформлением кабинета.
– Денег у школы на реконструкцию кабинета почти не было. Пришлось действовать по принципу “дешево и сердито”. За новый шкаф надо было платить около 90 тысяч тенге, но мы заказали ламинат и собрали шкаф сами. Подняли из подвала старые разбитые стулья и вместе с мальчишками реставрировали их – меняли фанерные детали, купили болты. Себестоимость каждого стула оказалась не больше 400 тенге.
Причем почти каждая деталь в обновленном кабинете не только функциональна, она служит образцом для мальчишеских работ, является воплощением творческих идей. Ручки на дверцах шкафа выточены из древесных сучков, емкости для резаков обвиты пеньковой веревкой, а собранную вручную и покрашенную специальными красками с фарфоровой пылью школьную доску по периметру украшает затейливая резьба:
– Это не просто декоративный элемент. Доска теперь помогает при обучении, я наглядно могу показать ученикам плоскостную и сквозную резьбу.
В советское время на уроках труда каждая девочка должна была научиться варить борщ и шить фартук, мальчик – сколотить табурет и вырезать металлический совок. Тогда главной целью было дать ребенку навыки, которые непременно понадобятся в жизни. Современный технологический мир избавляет мужчину от необходимости не только делать табуретку самому – порой нет нужды даже гвоздь забить.
– Главная наша задача – профессиональная ориентация, тем более что сегодня в стране не хватает именно рабочих рук, – отметила Татьяна Толматова. – Но мне кажется, что основы технологии надо преподносить как момент творчества. Если ребенок заинтересован творчески, все технические вопросы, начиная от чертежа и заканчивая работой на токарном станке, он будет делать с удовольствием.
Педагог пытается соединить в один процесс практическую пользу, красоту и интерес:
– За 13 лет работы в бизнесе привыкла, что все должно быть практично. Поэтому стараюсь подобрать такие задания, чтобы результат работы был применим в жизни, но при этом обладал элементами творчества.
А поскольку в обязанности преподавателя технологии входит и обучение азам экономики, она учит школяров высчитывать себестоимость создаваемых ими вещей.
– В том, что на уроках одни мальчишки, есть свои плюсы, – считает Татьяна Толматова. – А самыми талантливыми себя показали дети, которые считались серыми или хулиганами. Есть примеры, когда ребенок из семьи пьющих родителей именно здесь раскрывается и выдает такие вещи!.. Я не запрещаю приходить в кабинет во внеурочное время, здесь вместе сидят разновозрастные мальчишки, младшие тянутся за старшими, обстановка располагает к творчеству. А когда ты умеешь наполнить жизнь творчеством, легче пережить трудности.
Семей