Тем не менее недавняя находка археологов полностью переворачивает представление о степной моде, сообщает корреспондент медиапортала Сaravan.kz.
Главное, чтобы костюмчик сидел
Если спросить любого казахстанца, как одевались кочевники, то ответ не заставит себя долго ждать. Сразу на ум приходит образ всадника в штанах из кожи или грубой ткани, меховом жилете, малахае и в тяжелых сапогах. На стойбище типичный кочевник чаще всего облачен в стеганый или бархатный халат, а в бою к дорожной одежде добавляются шлем и кольчуга. Этот образ активно тиражируется в кино, живописи и знаком нам ещё со школьной парты, потому что именно так и описывали кочевников в учебниках. Более того, именно так писал о кочевых племенах отец истории Геродот, язвительно добавляя, что степные варвары ничего не понимают в красивых вещах, не то что просвещенные греки и римляне.
Справедливости ради стоит отметить, что Геродот встречал кочевников, одетых именно так.
Отправляясь по своим делам в греческие земли, скифы надевали самое практичное и удобное. А эти вещи вкусом и стилем не блистали.
Дорожный костюм кочевников был удобен, практичен, но далек от элегантности
Даже в наши времена, когда путешествия стали намного комфортнее и быстрее, люди надевают в дорогу невзрачные джинсы с толстовками, а человека, который только сощёл с трапа самолёта, трудно назвать образцом стиля. Так что судить о стиле далеких племен по дорожной одежке - это все равно что турок из Антальи бы заявил, будто в Казахстане все ходят в шортах и шлепанцах.
Долгое время стиль кочевников, описанный Геродотом, поддерживали и ученые. При раскопках в захоронениях находились именно такие предметы одежды, грубые и примитивно сшитые. Но недавняя находка на Алтае полностью перевернула эти представления.
Стильно, модно, молодёжно
Пазырецкие курганы находятся на российской части Алтая, но 2500 лет назад границ еще не придумали, и там очень часто кочевали племена с нынешней территории Казахстана.
Уникальность Пазырецких курганов в том, что они оказались чудесным образом законсервированы. Захоронения располагались в таком месте, где под слоем почвы образовалась гигантская линза из льда. Из-за особенностей почвы лёд не таял даже в сильную жару. Со временем толща замерзшей воды окутала захоронения и превратилось в капсулу с ценным содержимым. К останкам погребенных и вещам. которые родственники покойных положили в могилу, 2500 лет ничто не могло подобраться. Низкая температура спасала захоронения от гнилостных микробов и бактерий, а ледяная корка, вперемешку с камушками и глиной, защищала покойных от зверей и насекомых. Корка была настолько прочной, что даже расхитители могил не смогли с ней справиться. О Пазырецких курганах науке было известно как минимум с 1865 года, когда их описал этнограф Василий Радлов, но проводить там раскопки стало возможно только относительно недавно, с появлением новых технологий.
Буквально каждая мелочь в кургане стала сенсацией, способной перевернуть старые представления о быте кочевников. Особенно археологов поразили вещи очень тонкой работы.
Например, женские рубахи и нарядные сумки были сшиты очень аккуратно, по два-три стежка на миллиметр. Такой результат может дать не каждая современная швейная машинка. Вышивка тоже поражала кропотливостью работы.
Первый вывод при взгляде на эти вещи был очевиден – изящная одежда у кочевников была, а не могли найти её по простой причине: в курганах подобное сгнивало уже за пару лет. У какого предмета одежды в наши дни есть шанс продержаться в подвале хотя бы сотню лет? У кирзовых сапог или у элегантного шарфика из чистого кашемира?
Красота дороже денег
Таким образом выяснилось, что по праздникам кочевники любили пощеголять в тонких рубахах с искусной вышивкой, разноцветных штанах из дорогих тканей с яркими оттенками, напоминающих современные легинсы Особенно любили они шелк, и это не удивительно. После нескольких месяцев в мехах и коже приятно надеть на себя прохладную шелковую сорочку. Вот только в наших степях натуральный шелк долго не живет.
Некоторые модники украшали рубахи рисунком, точь-в-точь, как сейчас принтами на футболках. Рисовали модники что в голову придёт, используя сок растений и глину, но чаще всего цветы и животных.
Женщины же носили на праздники просто длинные рубахи, не скупясь на вышивку и яркие картинки. Естественно, краски водостойкими не были, но и стирать их никто не собирался. Наряды в степных условиях были крайне недолговечными. Держались они максимум неделю, но чаще всего два-три дня. Скорее всего, надевалось это великолепие непосредственно перед пиршеством. Ведь и сейчас в холодное время года женщины отправляются в ресторан или театр в джинсах со свитером, а уж потом, на месте, облачаются в короткое элегантное платье и меняют кроссовки на туфли со шпильками.
Со страшным скрипом башмаки
Обувь же кочевники всегда носили тонкую, с мягкой подошвой. У них не было необходимости подковывать сапоги, как это делали римляне или строгать деревянные бамшмаки. Почти все время кочевник проводил в седле, а пройтись пару метров до юрты можно и с тонкой подошвой. Если же по какой-то причине нужно было пройтись пешком по колючкам или гравию, то кочевники плели подобие лаптей. В отличие от русской народной обуви такие лапти плелись быстро и довольно небрежно. После преодоления трудного участка их попросту выбрасывали, как сейчас выкидывают полиэтиленовые бахилы. Даже если какой-то скупердяй и тащил домой использованные лапти, то долго они там храниться не могли.
На Руси лыко заготавливали заранее и специально обрабатывали, чтобы лапти носились дольше. Кочевники же делали их на скорую руку, из сырой коры.
Естественно, такая обувка не ценилась, а в курганы закладывали самое лучшее. Тем не менее в Пазырецких курганах она нашлась. Скорее всего, кто-то из родных покойного сунул туда пару лаптей на всякий случай. Кто знает, что происходит на том свете, может, умершему и понадобится парочка бахил.
Ещё одной особенностью скифской моды стали войлочные колпаки. О них было известно давно, ещё со времен Геродота, а французы во время Великой революции сделали этот головной убор символом свободы, ведь у кочевых племён не было ни диктаторов, ни бесполезной знати. Скифский колпак валяли из войлока, точно так же, как делают валенки и британские котелки. Особым обличием такой шляпы стала немного загнутое острие сверху. Колпаки могли раскрашивать в разные цвета. Долгое время никто не задавался вопросом, откуда взялась эта форма, ведь практического назначения она не имела, а скорее, создавала неудобства. Проще было просто свалять конус или подобие каски. . Ответ дали только в нулевых годах российские реконструкторы. Они решили отметить очередную дату открытия Пазырецких курганов и облачились в одежду, сшитую точно как в те времена. Выяснилось, что человека в таком колпаке было видно издалека, его силует был узнаваем в сумерках, темноте и посреди кустарника. Кроме того, по колпаку легко было определить в толпе своего. Острие возвышалось над головами остальных, а если под загиб ещё засунуть цветную тряпицу или пучок цветов, то можно было за сотни метров узнать, кто именно стоит вдалеке.
Скиф без понтов - беспонтовый скиф
В бою или в толчее большого базара определение «свой-чужой» очень важно. Воины Спарты, самые лучшие бойцы античной Европы, додумались использовать деталь одежды единого образца для определения своих только через 300 лет после того, как это пришло в голову кочевникам. Именно спартанцам приписывают изобретение плюмажей (перьев на шлеме).
Украшение, позволяющее издалека идентифицировать человека и понять его статус в иерархии, европейские рыцари стали носить через тысячу лет после того, как это придумали скифы. Рыцари прикрепляли к плечам медные пластинки с выгравированным знаком. Позже это трансформировалось в погоны.
Скифы же прикрепляли пластину к колпаку, наподобие кокарды. Так это было заметнее, чем на плечах.
Рыцари выбирали пластины с грубым рисунком, начерченным толстыми линиями. Им было важнее, чтобы знак мог рассмотреть и человек с плохим зрением, а эстетика уже дело десятое.
Кочевники же делали медальоны с тончайшим орнаментом. Понты в наших краях ценились во все времена.
Ещё один предмет, где кочевники могли развернуть свою творческую жилку и заставить соседей завидовать белой завистью - это ковры.
Впрочем, назвать это коврами трудно, и по своему предназначению это, скорее, гобелены.
Кочевники не заморачивались с ткацкими станками. Они просто валяли войлок, старясь отобрать для него самую белую шерсть. Потом войлок разрисовали подручными красками. У каждого художника был свой секрет. Обычные орнаменты рисовать было скучно, и на войлок перекочевывали сюжеты из жизни владельца, причём самые лучшие и нередко приукрашенные. Этакий Инстаграм древнего мира. Схожести с современными соцсетями добавляют и частые рисунки животных. Котиков в тем времена у кочевников не было, вот и рисовали любимого коня, барана или собаку. Получалось довольно примитивно, в стиле Николо Пиросмани, зато с душой.
Особой пользы от такой картины не было, разве что дырку в юрте прикрыть, зато на тое все гости обязательно дружно лайкали и комментировали гобелен, где хозяин на лихом коне убивает одной стрелой сразу трёх врагов.
Наколи мне, кольщик, шанырак
Два атрибута современных модников совсем не ассоциируются с кочевыми племенами, да и вообще с историей Казахстана.
Оказывается, кочевники любили татуировки. По понятным причинам тату древних мастеров до современных археологов не доходили. Тело в степном захоронении разлагается за два года и остается только скелет. В Пазырецких курганах при раскопках обнаружили тело вождя племени, которое не тронул тлен. Руки уважаемого человека, от плечей до запястий украшали татуировки. Причём это были не примитивные линии черного цвета, которые свойственны для племен того времени или нынешних аборигенов из Африки и Австралии. Это были цветные тату с рисунками неведомых птиц и зверей.
Естественно, по технике они уступали работам из современных тату-салонов, но значительно превосходили кустарные армейские и зековские «портаки».Более того, картинки были набиты в разное время и, судя по почерку, разными мастерами, но тем не менее они сохраняли единый стиль и эстетику. То есть чувство прекрасного кочевникам было не чуждо.
Второй современный модный атрибут, обнаруженный у кочевников –это дреды. Они ничём не отличались от прически, пришедшей к нам с Ямайки. Вот только носили кочевники дреды не от хорошей жизни. В степных условиях, когда много времени проводишь с животными и носишь меховую одежду, лучшая прическа – гладко выбритый череп. Нет волос, нет и паразитов. Но зима в наших краях длится по полгода, а брить голову зимой, рискуя получить менингит, даже для крепких кочевников было слишком.
Самодельные шампуни, сухое молоко: какие лайфкахи использовали в быту казахи столетия назад
Чтобы в сильно отросших волосах не заводились паразиты, пряди скатывали в колтуны, смазывали золой, жиром с травами, диким воском. Для красоты в дреды вплетали травинки, бусинки, мелкие кости. Чем еще заняться в юрте долгими зимними ночами? В отличие от племен с Ямайки подолгу дреды кочевники не носили и сбривали их при первом же теплом деньке. Хотя случалось всякое, лето выдавалось хлопотным и избавиться от колтунов не получалось. Это и сейчас довольно долгий и неприятный процесс, а когда из косметических инструментов есть только нож, который не хочет пилить волосы с глиной и воском, сбривание дредов могло отнять не один вечер. Вот и приходилось откладывать новую прическу до следующего лета. После смерти покойному дреды сбривали. Негоже отправляться на тот свет неряхой. Этим и объясняется, почему в остальных курганах археологи не находили ничего похожего.
Прическа степной принцессы
Женщины же тогда носили обычные косы и, так как проводили свои дни в основном у домашнего очага, могли уделять гигиене больше времени, чем их отцы, мужья и братья, поэтому в их прическах паразиты не заводились. Правда, повседневные прически того времени немного отличались от нынешних. Каждая женщина с длинными волосами знает, как сложно носить идеально ровную косу. Как ее ни заплетай, рано или поздно несколько непослушных прядок выбьется наружу. У красоток того времени не было настроения постоянно переплетать косичку, тем более заколки и шпильки тогда волосы держали плохо. Вот они и приноровились из непослушных прядок, в дополнение к большой косе, делать тоненькие, с мышиный хвостик, косички, украшенные кокетливой цветной ниткой или бусинкой.
Но и 2500 лет назад по особым случаям женщины хотели соорудить у себя но голове нечто невероятное. Как выглядела праздничная дамская прическа того времени, мы можем знать благодаря останкам молодой женщины, прозванной Принцессой Укока.
Девушку нашли в 1993 году в одном из Пазырецких курганов. Впрочем, принцессой её называют условно. Аристократии у кочевых племен не было. Тело девушки уцелело настолько хорошо, что ученые точно определили причину смерти. Несчастная умерла от рака груди. Толща льда и низкая температура сохранила даже раковые клетки. Провожая принцессу на тот свет, родные сделали ей самую модную прическу того времени.
Чтобы поразить всех на тое, женщины тогда распускали косы и делали такой начес, чтобы волосы стояли строго вертикально. В ход шло всё, от жира и воска, до палочек и веток. Получалось нечто вроде «бабетты», популярной в 60-е годы прошлого века, только намного выше и не округлой, а чуть приплюснутой формы. Начес украшался золотыми изделиями, бусинками, лентами, цветами, короче всем, на что у дамы хватало фантазии и средств.
Шоу должно продолжаться
Геродот описывал праздники кочевников как дикие вакханалии, где все только жрали мясо, пили хмельное и устраивали то драки, то скачки на лошадях.
Отец истории не так уж неправ, только пиршества, которые наблюдали греческие очевидцы, были, скорее, пикниками или спонтанными вечеринками. Светские рауты выглядели совершено иначе и по зрелищности могли дать фору древнегреческому театру.
В пятом по счёту Пазырецком кургане был найден реквизит для древних аниматоров. Конечно, сценариев тогда не писали, но можно предположить, как разворачивалось зрелище.
Скорее всего, оно проходило на закате. На глазах изумленных зрителей из высокой густой травы появлялись фантастические птицы диковинной красоты. Они напоминали одновременно аиста, цаплю, журавля и фламинго. Именно такие фигурки птиц из войлока, набитого сухой травой и шерстью, обнаружили в кургане. Вся фигурка выполнена довольно детально, вот только ноги птички слишком длинные и ничем не украшены.Из чего можно сделать вывод, то использовали их как тростевые куклы в театре марионеток.
Гвоздем шоу становилось появление человека с оленьей головой. Выходил он, когда солнце уже село, и рога его пылали. Об этом можно судить по остаткам горючего вещества на оленьей маске. Маска выполнена довольно любопытно, и оленем назвать это можно только условно. Рога у животного фантастической формы, и, возможно, это отсылка к Мировому древу.
Священный марал у кочевников был проводником между мирами, так что можно сделать вывод, что зрелище было либо религиозным ритуалом, либо жрецы наглядно объясняли зрителям, как устроена Вселенная и что их ждёт после смерти.
Во всем виноваты курганы
Опираясь только на находки в Пазырецких курганах, нельзя однозначно утверждать, что таким был быт абсолютно у всех кочевников. Ведь даже в наши дни то, что носили в 90-х, для нынешнего поколения безнадежно устарело. Ни один современный модник в жизни не наденет кримпленовый костюм с нейлоновыми носками и галстуком попугайской расцветки, а его дед готов был выложить за такой прикид полугодовую зарплату. Кроме того, культурная жизнь в разных городах разительно отличается, и нельзя ставить в один ряд выставку картин карагандинского художника-оформителя, вернисажи современного искусства в Алматы и эпатажные перформансы в центре Парижа. Отличие между тоем кочевников на Алтае и пирушкой в степях Приаралья может быть таким же, как разница между дипломатическим ужином в лучшем ресторане Астаны и корпоративом нефтяников в поселке городского типа под Атырау.
Кроме того, Пазырецкие курганы до сих пор не до конца не изучены и сложно сказать, были ли ценные находки оттуда исключением или они довольно обычны для того периода.
Более детальному изучению мешают дрязги между учеными.
Археологи Республики Алтай очень недовольны, что все лавры по изучению курганов достанутся их коллегам из Москвы и Питера, куда отправили уникальные артефакты, поэтому обе стороны ставят друг другу палки в колеса.
Масла в огонь добавляют местные шаманы, которые утверждают, что тут вести раскопки нельзя, а всё найденное необходимо сложить, как было, иначе на страну обрушится праведный гнев покойников. Недаром же СССР развалился, как только на курганах начались активные раскопки, а после того как потревожили прах принцессы, случился конституционный кризис в России, с обстрелом Белого дома, последствия которого мы пожинаем до сих пор.
Неизвестно, сколько времени должно пройти, чтобы наука победила мракобесие, а археологи забыли дрязги и объединили бы усилия в изучении уникальных находок.
Только тогда мы узнаем ,все ли кочевники носили дреды и чем крой шелковых штанов в горах Алатау отличался от того, что носили модники с полуострова Мангышлак.