Татарская школа искусств Семея. Романсы финансов и песни мечты

22 года назад татарская школа искусств появилась в Семипалатинске вопреки всем возможным обстоятельствам. Ее основатель – профессиональный музыкант, баянист, педагог, композитор-песенник Габдулхак АХУНЖАНОВ – долго обивал чиновничьи пороги. Никто не хотел брать на себя такую обузу, притом что в городе были музыкальные школы. А тут – непонятные фантазии, да еще и с уклоном в культуру одного народа. Помогла начавшаяся в стране кампания по открытию национальных культурных центров, вошедших потом в Ассамблею народа Казахстана. Но семейская школа искусств сумела стать полноценным учебным заведением, не ограниченным рамками самодеятельных кружков при этнообъединениях.

Сегодня здесь четыре отделения. О достижениях воспитанников можно говорить часами, а перечень фамилий победителей многочисленных конкурсов займет не одну газетную страницу. Есть среди них призеры Дельфийских игр и мировых первенств. Выпускник семейской школы искусств Руслан ТУРАЕВ завоевал в Шотландии второе место в кубке баянистов и аккордеонистов. А бывают и такие замысловатые победные сюжеты, как, например, выступление Варвары СЕМЕНОВОЙ, которая исполняла песню на татарском языке, став единственным ребенком, выступавшим на торжествах по поводу тысячелетия Казани.

Невероятное смешение национальных колоритов – одна из изюминок татарской школы.

Мы занимаемся татарской музыкальной культурой, но у нас поют и казахские, русские, украинские песни, а наши воспитанники – дети разных национальностей, – поясняет директор школы Габдулхак Ахунжанов. В свое время у нас были проблемы, мол, школа татарская, а на татарском здесь не говорят. Мне все татарское очень дорого. Но, по большому счету, для меня есть только две нации – хороший человек и плохой.

Габдулхак Габдуллович убежден, что дети должны быть знакомы с музыкой всех народов, это добавит многогранности их внутреннему миру.

Пусть дети поют и играют разные песни. Когда мы выступали в Финляндии перед тамошней татарской диаспорой, исполняли и карело-финскую польку. Какой это вызвало отклик зала! А когда в Семей приезжал первый президент Татарстана Минтимер ШАЙМИЕВ, он был приятно удивлен, услышав татарскую народную песню “Рамай” в исполнении педагога школы, армянки по национальности Имастуи ГОРОВОЙ. Ведь если ты поешь песню другого народа, ты можешь понять людей этой национальности, ты начинаешь их чувствовать.

– Сегодня преобладает засилье музыки усредненной, – считает Габдулхак Ахунжанов. – Послушаешь мелодию песни, а она не несет национальной окраски, и не важно, на каком языке она исполняется – на казахском, на русском. Она – ни та, ни другая. Подставишь английский текст, песня легко станет английской, потому что все поедает глобализация. Уходят самобытность, менталитет. Да и классическая музыка теряет свою популярность. Сегодня востребовано такое искусство, которое позволяет прожить нашу непростую жизнь особо не задумываясь. А музыкальная школа сохраняет народную и классическую музыку.

Поэтому в школе искусств Семея делают акцент на отличительных особенностях народной культуры. Здесь русская песня поется широко, свободно, плавно, а татарская – с присущими ей переливами и музыкальными украшениями. Это позволяет зародить в детях любовь к народному искусству, а значит, не дать национальной самобытности раствориться в будущем.

В музыкальной школе поют все. В том числе и финансы – с их традиционным жалобным жанром. Оплата – символическая: от 1480 до 3000 тенге в месяц в зависимости от отделения. Свою лепту вносят меценаты, но этого едва хватает. О чем говорить, если хороший концертный баян стоит от 15 до 28 тысяч долларов, простой “тулячок” – 400 тысяч тенге. Сама школа ютится в здании 1898 года постройки. С одной стороны, символично, что татарская школа искусств располагается в доме татарского купца на территории Татарской слободы. С другой – девять классов, переоборудованных из жилых комнат и кладовок, где занимаются 127 учеников, отсутствие не только концертных залов, даже раздевалки.

Мы хотим, чтобы у школы было такое здание, в котором поместился бы орган, – признается Габдулхак Ахунжанов. – Мечтаем, чтобы были не только учебные классы, но и большой концертный зал, а может, и не один. В школе должны быть спортивный зал и бассейн, музыкант должен быть здоров и физически развит. Руководство Татарстана обещало разработать нам проект. У нас же мы нигде не можем найти поддержки.

В семейской школе искусств осваивают не только музыкальное и хореографическое творчество. Здесь преподают основы декоративно-прикладного народного искусства, лелеют мечты о времени, когда свои мастера смогут шить все, что необходимо для выступлений, – от тюбетейки до сценического костюма и сапожек. Школьные дела отражены в газете центра татарской культуры “Алтын төрки бишеге”. Словом, жизнь здесь кипит, обогреваемая душевным огнем влюбленных в свое дело педагогов. Главное, чтобы реальность не заглушала песни мечты.

Семей