Алматы: РАБОТАЕМ В УБЫТОК!
В понедельник на нескольких автобусных маршрутах в Алматы контролеры требовали повышенную плату за проезд – 60 тенге.
Правда, воплотить инициативу в широкие массы не удалось – самые грамотные пассажиры отказывались платить больше. Ссылаясь на то, что соответствующего распоряжения акимата Алматы нет.
В этот день возмущенные горожане обрывали телефоны в департаменте транспорта и автомобильных дорог. Мы, понимая, что дело это бесполезное, звонить не стали, сразу обратились в департамент с официальным запросом. Правда, ответа до сих пор не получили.
Однако нам стало известно, что в тот же злополучный понедельник в акимате Алматы прошло совещание, на котором перевозчики с калькулятором в руках приводили свои доводы в пользу повышения тарифов на проезд.
Мы обратились к директору одного из крупных автобусных парков города – №4 – Абдылдабеку Куркубаеву, чтобы он поделился с нами своими соображениями на этот счет.
– Почему вы считаете, что тариф нужно повысить?
– А вы знаете, сколько сегодня стоит литр дизельного топлива? – вопросом на вопрос ответил он. И продолжил: – За последний месяц его цена с 53 тенге резко поднялась до 80 с лишним тенге. Это во-первых.
Во-вторых, большинство автобусов в нашем парке новые, корейского производства. По ним мы продолжаем выплачивать кредиты банкам. Сейчас идет замена резиновых шин на зимние. Их нам везут из Южной Кореи самолетом, авиаперевозки подорожали в среднем на 40 процентов. Повысились таможенные пошлины Казахстана – в среднем на 50 процентов.
В-третьих, водители, которые получают у нас 25 тысяч тенге в месяц, требуют повышения заработной платы. Мы поднять зарплату не можем, в день у меня увольняются 5–6 водителей. А ведь новеньких еще нужно обучать!
Все вокруг дорожает, а стоимость проезда как будто заморозилась. Мы уже начинаем работать себе в убыток. Пока, до Нового года, мы потерпим, но со следующего года будем вводить новые тарифы, даже если нас не поддержит департамент.
– И сколько, по-вашему, должен стоить проезд в автобусе?
– Мы не станем загибать цену до 80 тенге, как это предлагали некоторые. Но в пределах 65–70 тенге, наверное, тариф будет справедливым.
ЗАБАСТОВКА КАК СРЕДСТВО
Транспортники Караганды и Костаная уже год как держат цены на уровне 30 тенге. Но это искусственное сдерживание. Городские власти Караганды компенсируют перевозчикам разницу между реальными затратами автопарков и установленными тарифами. На днях самый крупный автоперевозчик Караганды АО “Автопарк №3” попытался вступить в конфликт с городскими властями, пообещав прекратить движение автобусов по семи городским маршрутам. Администрация автопарка объясняет это тем, что город с июля не выделяет из бюджета обещанных средств на компенсацию затрат. Автопарк №2 коллег поддержал. Но акция не состоялась. Власти и перевозчики продолжают переговоры.
А вот в Рудном, где стоимость проезда уже больше года удерживается на уровне 20 тенге, водители просто бунтуют. На прошлой неделе они провели предупредительную акцию протеста, выпуская автобусы на линию не чаще 2 раз в час. В акции приняли участие 70 автобусов. И это наглядно показало, во что превратится город в случае, если власти не разрешат привести цены в соответствии с расходами перевозчиков.
ДЕШЕВЛЕ ПЕШКОМ!
В Астане до осени этого года цены на проезд в общественном транспорте были ниже, чем в Алматы да и в некоторых других городах Казахстана. Однако в связи с тем, что тарифы на проезд не перекрывали расходов, столичные транспортники выступили с инициативой увеличить их расценки: проезд в автобусах и троллейбусах – до 40 тенге, в маршрутных такси – до 45 тенге с 8 сентября. Акимат инициативу поддержал, но неугомонные транспортники утверждают, что и эти тарифы их не удовлетворяют.
В Таразе проезд подорожал еще в мае на пять тенге. Автобусы стали стоить 25, маршрутки – 35 тенге.
В Актау стоимость проезда в общественном транспорте невелика. Многие регионы могут позавидовать: автобус – 25 тенге, маршрутка – 30, такси в любой конец города – 200 тенге. Но автоперевозчики уже подали заявки на повышение тарифа.
В Уральске тарифы на проезд во всех видах общественного транспорта резко подскочили с 3 декабря: было 25 тенге, стало 35 тенге.
В Усть-Каменогорске цена за проезд в городском транспорте изменчива, как погода. Горожане еле успевают запоминать тариф. Еще весной поездка в автобусе и маршрутке подорожала до 45 тенге. Летом после переговоров власти с перевозчиками цена снизилась на 10 тенге. Но пришла осень, и с пассажиров снова стали брать на 5 тенге больше. Сегодня тариф – 40 тенге. Чуть дешевле пока обходится поездка в трамвае – 35 тенге.
В Петропавловске в городских автобусах проезд обходится в 30 тенге, в маршрутке – 35. Цена не менялась с 25 декабря 2006 года. Но последнее предложение перевозчиков – поднять цены на 5 тенге.
В Семее последнее повышение цены на транспортные услуги произошло 1 сентября нынешнего года. Тогда повысили стоимость проезда в маршрутных автобусах с 20 до 30 тенге. А вот стоимость проезда в маршрутных “газелях” не меняется уже два года и остается стабильной – 35 тенге.
В Павлодаре с 1 ноября самым дорогим транспортом для горожан остается маршрутное такси – 40 тенге. В автобусе и трамвае – 30 тенге. Цены на проезд в автобусах и маршрутках не повышались с 2004 года, в трамваях– с 2006 года.
Городской акимат до конца этого года сохранил скидки для определенных категорий граждан. Но поговаривают, что с нового года будет пересмотрен список льготников, имеющих право ездить бесплатно или за полцены. Сейчас категорий 19, 12 из них ездят бесплатно. Такого количества льготников нет ни в одном городе Казахстана.
А вот в Атырау, Шымкенте и Кызылорде тариф держится на уровне прошлого года. И повышения, по обещаниям властей, не предвидится.
По материалам собственных корреспондентов подготовила Жанар КАНАФИНА