Таможенный союз: "зеленый свет" нашим "локомотивам"

Как известно, в июне этого года состоялось заседание Межгосударственного Совета Евразийского Экономического Сообщества (ЕврАзЭС), на котором были подписаны учредительные документы Антикризисного фонда ЕврАзЭС.
Согласно договоренности, Россия вкладывает в него 7,5 млрд долларов, Казахстан 1 млрд, Беларусь - 10 млн, Киргизия, Таджикистан и Армения - по 1 млн. Учредительные документы предполагают обязательную ратификацию их парламентами стран-участниц. На сегодняшний день весь этот путь прошла только Россия, что, в принципе, открывает возможность для перечисления одной десятой заявленной суммы на счета Фонда. Но для того, чтобы собрать Совет Фонда, который состоит из министров финансов стран-участниц, и "запустить" его работу, необходимо чтобы все страны выполнили юридические процедуры, и объем перечисленных средств превысил половину объема уставного капитала.
- Мы ожидаем, что к сентябрю этот путь пройдут все остальные страны, поскольку они заинтересованы в получении этих средств. Поэтому мы не ожидаем, что могут возникнуть задержки с ратификацией этих документов, - заметил член Правления ЕАБР, директор по аналитической работе Владимир Ясинский.
Финансовые ресурсы Фонда, согласно его уставу, будут использоваться в трех направлениях: суверенные займы, стабилизационные кредиты и межгосударственные инвестиционные проекты.
- Для примера вероятных инвестиционных проектов можно сказать об очень актуальном для Казахстана проекте строительства третьего блока электростанции "Экибастуз-2". По сути, это совместное с Россией предприятие в доле 50 на 50. Большая часть электроэнергии со станции будет экспортироваться в Россию, что после аварии на Саяно-Шушенской ГРЭС еще более актуально. И проект такого типа, который носит ярко выраженный интеграционный характер, вполне может быть расценен как межгосударственный инвестиционный проект. Как, например, и строительство автодороги Западный Китай - Западный Казахстан, - заметил г-н Ясинский.
Другой темой брифинга стала судьба канала, который должен соединить Азовско-Черноморскую акваторию с Каспийским морем. Банк финансирует проведение сравнительной оценки технико-экономической характеристики двух вариантов возможного направления канала. Такую сравнительную оценку инициировали президенты Казахстана и России, и банк, проведя открытый конкурс, выбрал организацию, которая ведет эти работы. Ожидается, что ее промежуточные итоги будут известны уже в ноябре текущего года, окончательные - к весне следующего.
- Это очень большой проект, и мы старались составить техническое задание таким образом, чтобы первый этап уже мог ответить на вопрос какой проект предпочтителен, а может - оба варианта неосуществимы, - отметил г-н Ясинский.
Существует два варианта соединения Каспийского моря с Азово-Черноморским бассейном - строительство второй ветки канала "Волга - Дон" или так называемый канал "Евразия", который должен напрямую идти из Каспия в Азов. Оба они относятся к категории очень капиталоемких проектов, в частности, инвестиционные потребности канала "Евразия" оценочно находятся в коридоре от 7 до 12 млрд. долларов. Поэтому уже само изучение вариантов канала - серьезная задача.
Из других больших задач экономической интеграции эксперты банка сосредоточили внимание прессы на предстоящем со следующего года начале работы режима Таможенного союза.
Отвечая на вопрос некоторых казахстанских СМИ - не принесет ли это с собой проблемы для казахстанских производственных предприятий в виде конкуренции с российскими бизнесменами? - эксперты банка заметили, что в краткосрочной перспективе для отдельных предприятий и отраслей это возможно. Но в долгосрочной перспективе и по совокупному торгово-экономическому эффекту будет однозначно полезно для всех стран-участниц.
Казахстану Таможенный союз дает большие возможности "раскочегарить" три его отраслевых "локомотива" - нефтегазовую, металлургическую промышленности и агропромышленный сектор.