Некоторые опять скажут, мол, шымкентцам лишь бы выделиться. Но в правительстве и целом ряде министерств, кажется, всерьез озаботились, что бы кто-кто, а шымкентцы до тонкостей знали - что такое Таможенный Союз, и с "чем его едят".
Очередной ликбез, устроенный в Шымкенте таможенниками и министерством экономического развития и торговли, касался разъяснения законов и административного управления в рамках Таможенного Союза.
Так, главным "рулевым обоза" станет Комиссия таможенного союза.
Комиссия таможенного союза создана на основании международного договора стран участниц ТС, задача которой - обеспечение условий функционирования и развития таможенного союза.
В частности в функции КТС входят: принятие решений об изменении ставок Единого таможенного тарифа; утверждение перечня товаров, подлежащих нетарифному регулированию, например импортное лицензирование. Запреты и ограничения на вывоз, квотирование импорта; утверждение единых технических регламентов; введение единого перечня продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия, санитарно-эпидемиологическому надзору, единых санитарно-эпидемиологических и гигиенических требований к товарам. А также перечня подкарантинной продукции (подлежащей карантинному фитосанитарному контролю), и ветеринарному контролю по единым ветеринарным требованиям.
В Комиссию таможенного союза входят по одному представителю от каждой Стороны на уровне заместителей глав правительств. Комиссия является коллегиальным органом. Здесь следует отметить, что распределение голосов между Казахстаном, РБ и РФ (21,5%, 21,5% и 57%) влияет только на объем финансирования странами-членами ТС работы Комиссии и Секретариата и распределение квотных должностей в Секретариате.
При принятии решений по существу представитель каждой стороны имеет 1 голос. Таким образом, в комиссии ни у одной страны нет и не может быть ни большинства, ни меньшинства.
Интересы Казахстана в Комиссии таможенного союза представяет первый заместитель премьер-министра Умирзак Шукеев.
Стоит отметить, что до создания таможенного союза, вопросами, находящимся отныне в компетенции КТС, занималось Правительство РК. Соответственно, и теперь наше правительство будет продолжает работу по выработке казахстанской позиции при принятии решений КТС.
Особо отмечалось, что в случаях, если одна из Сторон не согласна с принимаемым решением Комиссии таможенного союза, или не набрано необходимое количество голосов, вопрос вносится на рассмотрение высшего органа таможенного союза на уровне глав государств, который принимает решение консенсусом.
По отдельным вопросам изначально установлено, что по ним решение принимается только консенсусом даже на уровне КТС. Так, сформирован перечень чувствительных товаров, составляющий около 45% всех товаров, по которым изменение ставок пошлин будет осуществляться при согласии всех трех стран.
В дополнение необходимо отметить, что нормативная база Таможенного союза основана на международных договорах, которые согласно Закону РК "О международных договорах" подлежат ратификации.
В этой связи, все международные договора, разработанные в рамках Таможенного союза, прошли процедуру ратификации в Парламенте Республики Казахстан, где активно обсуждались депутатским корпусом и общественностью.
В целом, договорно-правовая база таможенного союза состоит из 51 международного соглашения, включая Таможенный Кодекс, который принимается в форме международного соглашения. А также решений Межгоссовета и Комиссии ТС.
В частности, Парламентом Казахстана было ратифицировано 21 международный договор в рамках Таможенного союза на три страны, а также 11 соглашений в рамках ЕврАзЭС (5 стран).
Основополагающим документом является Договор о таможенном союзе и едином экономическом пространстве от 26 февраля 2006г. В развитие основных положений Договора были приняты нижеследующие соглашения, которые условно можно разбить на четыре блока:
1. Соглашения, регулирующие меры тарифного и нетарифного регулирования;
2. Соглашения в сфере технического регулирования, применения санитарных, ветеринарных и фитосанитарных мер;
3. Соглашения в области таможенного и налогового администрирования. В частности, Договор о Таможеннолм Кодексе, Соглашение о принципах взимания косвенных налогов, Соглашение об определении таможенной стоимости;
4. Институциональные и технические соглашения: Договор о комиссии таможенного союзе, Соглашение о ведении таможенной статистики во внешней и взаимной торговле.
В Министерстве экономического развития и торговли особо отмечают, что для поддержки отечественных товаропроизводителей в условиях ТС, предполагается ряд мероприятий. В отношении производства лекарственных средств имеются планы по строительству в Шымкенте фармацевтической фабрики по производству инъекционных и инфузионных растворов, порошковых антибиотиков и таблетированных лекарственных форм в соответствии со стандартами GMP, реконструкции Семипалатинского завода медицинских препаратов, реконструкции и строительству Павлодарского медицинского завода и другие проекты.
В отношении изделий из алюминия имеется проект по развитию алюминиевого завода в Павлодаре. Также в планах строительство локомотивосборочного завода в Астане.
В отношении товаров нефтехимической отрасли - разрабатывается ряд проектов по развитию производства товаров нефтехимической отрасли: строительство нефтегазохимического комплекса в Атырау, завода по производству хлора и каустической соды, производству металлопластиковых труб, организации производства стеклопластиковых труб в Астане.
Если эти планы сбудутся, то, по мнению спецов из минэкономторга, казахстанцам и вовсе нечего опасаться наплыва импортных товаров.
Правда, тогда встает вполне резонный вопрос: если все товары мы будем производить сами, и ни от России, ни от Беларуси нам ничего не будет надо, то зачем тогда мы с ними объединяемся в одно экономическое пространство?