Неделю назад прокуроры сообщили: по фактам контрабанды с участием таможенников возбуждено пять уголовных дел. В Зайсанском районе, как рассказал зампрокурора Восточного Казахстана Нурлан БИЖАНОВ, в ходе совместного с финполом рейда задержано пять фур. Груз – китайская обувь и автозапчасти. Все машины прошли досмотр на посту “Майкапчагай” и следовали в Семей.
– При проверке наши сотрудники выяснили, что ввезенный товар не соответствует декларации, – рассказал зампрокурора. – По документам выходило, будто в машинах обувь из кожзаменителя, а реально везли кожаную, общая стоимость товара превысила 137 миллионов тенге. Причем фуры сопровождал таможенник “Майкапчагая”.
В Урджарском районе в поле зрения прокуроров попал большегруз, прошедший оформление на посту “Бахты”. В машине были две бетономешалки и комплект искусственного футбольного поля.
– Перед тем как поставить машину на весы, ее разгрузили строители, которых наняли для ремонтных работ, – отметил Н. Бижанов. – В итоге взвесили только бетономешалки, а футбольное покрытие оказалось снова в машине уже после весов и без фактического таможенного декларирования.
Ущерб государству, по заключению экспертизы, составил свыше 3 миллионов тенге.
В целом, по словам прокурора, за последний год на таможенных постах области выявлено почти 200 нарушений таможенного законодательства. Общая стоимость незадекларированного товара превысила 245 миллионов тенге, возбуждено 11 уголовных и 175 административных дел.
“Майкапчагай” и “Бахты” – главные ворота, через которые китайские товары идут в Восточный Казахстан, на Алтай, в Сибирь. Пропускная способность “Майкапчагая” – 350 автомобилей в сутки, годовая сумма таможенных поступлений – около 2 миллиардов тенге. Два года назад республиканская казна начала здесь реконструкцию с обещанием оснастить пост современной контролирующей аппаратурой: мол, мимо и муха не пролетит. Но в прошлом году финпол сообщил: со стройки похищено 10 миллионов долларов!
– На обоих постах действуют досмотровые комплексы, – высказали мнение в областном координационном совете ассоциаций бизнеса. – Фуры просматривают на рентген-установке, груз сканируют, взвешивают на электронных весах, по всему периметру – видеокамеры… Как можно обойти контроль без помощи самих таможенников? Машины же не стрекозы – не летают…
Это не первый скандал с контрабандой, в котором замешаны таможенники постов “Майкапчагай” и “Бахты”. Что характерно: на скамье подсудимых в итоге всегда оказываются “пешки”. Начальники же постов и областного таможенного департамента, как показала жизнь, получают повышение и продолжают карьеру в Астане.
Усть-Каменогорск