Тамада. Искусство развлекать

От Древнего Рима…

Традиция выбирать распорядителя пиршества зародилась еще в Древнем Риме. В роли ведущих выступали придворные поэты, артисты. Позже – и шуты. Они представляли гостей, давали им слово, наливали напитки, а по ходу отпускали разные колкости в адрес собравшихся. Правда, истории известны печальные факты, когда ведущим за их шутки отрезали язык. Само слово “тамада” пришло к нам из Грузии, что в переводе означает ведущий пиршества, массового мероприятия, в более узком понимании – ведущий свадьбы. Как правило, роль доставалась очень уважаемому человеку. Сегодня “все смешалось в доме Облонских”: услуги тамады предлагают рестораны, агентства по организации праздников, частные лица. Тамадой подрабатывают люди самых разных возрастов и профессий – артисты, бухгалтеры, экономисты. Довелось встретить в качестве ведущего на свадьбах бывшего работника морга. Он решил, что работать с живыми людьми гораздо интереснее. Все более уверенно в этой профессии заявляют о себе женщины. Как в любом бизнесе, здесь тоже есть свои “звезды” и любимчики.

Нюансы профессии

DJ Кuсеnko, в миру Георгий Ильин, он же Гоша, – ведущий телевизионных новостей и самых разных торжеств – от корпоративов до развлекательных мероприятий на стадионах, выступал на площадках разных городов нашей страны. Пробовал свои силы и в Москве. Не раз работал на одной сцене с казахстанскими, российскими и итальянскими звездами эстрады. Он хорошо изучил рынок развлечений, где всякое бывает:

– К сожалению, немало таких товарищей, которые крадут чужие сценарии и не стыдятся по ним работать. Главное для них – получить деньги. Репутация же особо не волнует. У многих шутов, считающих себя ведущими, нет подачи, фантазии и прочих качеств, необходимых в нашей профессии. Бывает, человек – душа компании, как-то помог друзьям провести свадьбу или день рождения, всем понравилось. После он уже считает себя тамадой, предлагает свои услуги, берет деньги… Некоторые работают “хором”: вместе пишут сценарии, делятся идеями, конкурсами. Есть ведущие, чье имя – визитная карточка. Они узнаваемы, их приглашают на самые престижные мероприятия.

– А кем мечтали стать в детстве?

– Наверное, танцором. Но поступил на филологический факультет в Актобе, не окончил, потому что с головой ушел в работу. Еще со школы начал работать диджеем. В 18 лет крутил “вертушки” – работал на местной радиостанции, после – на телевидении.

– Как сложно проводить вечер, развлекая несколько сотен человек?

– Мне не важно, сколько гостей – 50 или 500. Другое дело – какую энергию я от них беру. В большинстве случаев – это позитивная энергия. Я делаю все с удовольствием, потому что мне нравится говорить. Приятно, когда публика в отличном настроении! Плюс в запасе есть масса конкурсов в зависимости от приглашенных гостей.

Задача – вычислить помощников

– Вы заранее делаете заготовки или выход на сцену – сплошная импровизация?

– Многое придумываю заранее. Но импровизация обязательно нужна, ведь не все конкурсы работают, все зависит от публики. Но в любом коллективе есть люди, которые активно участвуют в играх, поддерживают тебя. Моя задача – вычислить их.

– И все же, где берете идеи?

– Когда только начинал работать, заглядывал в Интернет, смотрел – что есть у других. Брал идею, переигрывал на свой лад. Теперь все беру из головы. Если есть фантазия, воображение, проблем со сценариями не будет. Опробовал новый конкурс, если он не прошел – всё, больше его не стоит брать.

– Чего ожидает от вас публика?

– Смешных конкурсов, веселья. Никто не хочет, чтобы их грузили. И здесь мне помогает интуиция. Я – не тамада, а ведущий. Нужно искать что-то такое, от чего люди будут постоянно улыбаться.

– Какие возникают нестандартные ситуации?

– В прошлом году в одном из ночных клубов Атырау передал микрофон молодому человеку, чтобы он ответил на вопрос, который я задал публике. Он послал всех о-очень далеко, мол, идите все отсюда, буду один гулять. В другой раз был танцевальный конкурс. Девушки еле держались на ногах, несколько пар упали и не смогли подняться. Все хохотали, а бедняжкам было не до смеха.

Самые денежные – Алматы, Атырау, Астана

– Вы ездите по разным городам Казахстана. Насколько отличается публика? Где больше любят сорить деньгами?

– Алматы, Атырау, Астана – самые денежные. В других городах много не заработаешь. В Атырау постоянно приезжают российские, казахстанские диджеи, ведущие, звезды эстрады. Если сравнить Астану, Атырау, Алматы – совершенно разный менталитет. В Алматы публика любит отрываться. В маленьких городах – люди скромнее. Во всех городах на мероприятиях бывает несколько человек в “никчемном состоянии”, они ничего не видят, не слышат и начинают “дизелить”. Есть взрослые, которые любят пошлить, или молодежь, которой все креативное подавай.

– И вы тоже пошлите?

– Да, могу что-то остренькое ввернуть. Но все должно быть в меру, к месту…

– Приходилось укрощать строптивых?

– И не раз!

– То есть ведущий должен обладать хорошими физическими данными?

– Не обязательно. Можно отвести людей в сторону, поговорить. Важно быть дипломатом. Это только в кино ведущий может в глаз дать. Если человек не в состоянии понять нормальный язык, обращаюсь к организаторам мероприятия.

Первый вопрос: где работаете?

– Бытует мнение, что профессия тамады – хобби. И человек может работать водителем, медбратом, а в свободное время проводить свадьбы, дни рождения…

– У ведущего в любом случае должна быть еще постоянная работа. Потому что даже у суперпрофессионалов есть периоды, когда они не работают. Далеко ходить не надо: январь – мертвый сезон. При выборе ведущего для своего мероприятия в 99 процентах случаев заказчики задают вопрос: откуда вы, кем работаете? И, как показывает практика, предпочтение отдают людям творческих профессий.

–Каковы вообще расценки на данном рынке услуг?

– Разброс цен огромный: от 1 до 8 тысяч долларов. Все зависит от региона, от того, кто будет вести, какая команда – чем она больше, тем выше цена. Но нужно понимать, что для таких городов, как Талдыкорган, и 90 тысяч тенге – приличные деньги. Если мероприятие в другом городе, в стоимость входят билеты, проживание. Учитывается также время работы – целый день или два часа. Чем выше авторитет ведущего, тем дороже его услуги. Нюансов много.

– Доводилось проводить мероприятие в национальных традициях? Слышала, что даже матерые тамады не всегда за такое берутся…

– Это очень ответственно. Наверное, сто раз подумаю, прежде чем согласиться. Конечно, если бы мне дали время, написал бы сценарий с национальным колоритом и провел. Но, как правило, времени бывает в обрез…

– А как о ваших услугах узнают люди?

– Работает “сарафанное радио”, это лучшая реклама!

Точка зрения

Доверять ли женщине-тамаде

Нередко на праздниках можно увидеть в роли тамады женщин. Одни приходят в шикарных вечерних нарядах, другие предпочитают креативный костюм Бабы-яги. Так кто же лучше справляется с этой работой?

Ведущий Георгий Ильин:

– Женщина-ведущая должна обладать шармом, бешеной энергетикой, чтобы сметать всё и вся. Увы, таких единицы.

Тамада Ольга:

– По образованию я – педагог, а ведущей работаю давно. Главное качество женщины-ведущей – уметь владеть собой. Мне все интересно, постоянно нахожусь в творческом поиске.

Тамада Дядя Серик:

– Все-таки мужчины лучше справляются с этой ролью. На многих мероприятиях больше женщин, чем мужчин. И тамаде-мужчине проще найти подход к женскому коллективу, заманить их в конкурсах, увлечь танцевать.

Менеджер по подбору персонала Алия Сарсенбаева:

– Женщина-тамада хороша на небольшой свадьбе, юбилее, детском празднике. А вот для корпоративных вечеров, больших тусовок лучше выбирать опытных парней и мужчин. Мне кажется, это больше мужская профессия.

Авторитетно

Специфическое ремесло

Какими качествами должен обладать ведущий торжества? На этот вопрос “КАРАВАНУ” ответил известный казахстанский парапсихолог, позитивный психолог Вадим ЛОПАТИН:

– В юности меня называли массовиком-затейником. В зрелом возрасте я оказывал услуги по подбору тамады для мероприятий. В моем представлении люди, занимающиеся проведением праздников, делятся на халтурщиков и профессионалов. Халтурщики – это любители, они – веселые, за словом в карман не полезут. Но знание конкурсов и тостов еще не говорит о том, что все пройдет замечательно. Очень многое зависит от того, насколько человек умеет зажечь публику, повести ее за собой.

Профессионал – подготовленный человек, свой дар он развил, подкрепил знаниями, информацией, в его голове масса конкурсов, шуток, анекдотов, тостов. Он должен чувствовать настроение каждого гостя и публики в целом. Он выбирает из гостей помощников, чтобы во время конкурсов использовать их общительность, настроение. Для этого надо быть психологом. Есть и такие гости, которым всегда скучно. Халтурщик махнет на них рукой, а для профессионала важно, чтобы все были вовлечены в веселье. От этого зависит общее впечатление от вечера. Он должен быть хорошим режиссером, сценаристом и актером. Тамада без задатков актерского искусства – не тамада. Не важно, что ты говоришь, а как ты говоришь!