Для нас же интерес российских инноваторов неоднозначен именно в системе инновационного развития всей республики, - считает директор технопарка "Алгоритм" Сергей Цой.
На сегодня уже созданы 3 совместных казахстанско-российских предприятия для реализации инновационных проектов российских ученых, в основном из Самары и Тольятти.
Проекты очень серьезные и, чтобы их осуществить нужно согласие правительства. Например, совместно с российским аэрокосмическим комплексом НПО "Энергия" создается своеобразный гибрид дирижабля и вертолета.
Причем, как отмечает директор казахстанской фирмы "ОКСО" Евгений Кейкиев, проект почти уже готов, осталось вложить дополнительно около 15% финансирования, чтобы полностью завершить его. Но это должна сделать казахстанская сторона. Зато и испытания летательного аппарата можно будет провести у нас в республике.
Сразу 8 проектов подготовлено с российским государственным межрегиональным научно-производственным центром "Интех". Все они касаются энергетического комплекса, точнее, малой энергетики.
Аким ЗКО Нургали Ашимов предлагает реализовать идею на просторах Астаны. Местная власть намерена выкупить в столице землю построить там здание, которое будет отапливаться и охлаждаться тепловыми насосами. Это ноу-хау для Казахстана, а для европейцев - обычное явление, по крайней мере, рейхстаг в Берлине десятки лет отапливается именно таким способом.
Ашимов узнал об этом во время своего прошлогоднего турне по Европе, куда ездил с большой свитой из местных чиновников и преданных ему журналистов. Здание в Астане обещают построить за счет инвесторов, однако, как обычно, не исключено и традиционное выделение бюджетных средств.
Еще одно СП создается с Самарским Институтом нефти и газа по проектированию всевозможных нефтегазовых установок и приспособлений по их "реанимации". Тем более, что уральский технопарк "Алгоритм" получил генеральную лицензию Министерства энергетики и минеральных ресурсов на проектирование нефтегазового оборудования. Всего с начала только текущего года технопарк подготовил 17 инновационных проектов, в основном все они машиностроительного характера, а также касающиеся энергосберегающих технологий, о чем говорилось выше.
Если учесть, что уральский технопарк создавался для реализации кластера нефтегазового машиностроения, то вполне логичны и оправданы и разрабатываемые им проекты. С этой же целью местная власть торопит создание свободной экономической зоны на границе Западно-Казахстанской и Саратовской областей.
Однако документ до сих пор находится на стадии рассмотрения в правительстве, причем, как отмечает глава региона Н.Ашимов, правительство не прочь создать и логистический центр, да вот с СЭЗ возникают проблемы. Вопрос заключается здесь еще и в том, что решение должны принять обе стороны - Россия и Казахстан.
Во время прошлой встречи двух президентов в Уральске важный документ не был подписан именно по вине российской стороны, которая пожелала дальше его доработать, хотя изначально стороны договорились о подписании межправительственного договора о создании СЭЗ на границе двух стран. На этот раз казахстанская сторона надеется, что соглашение все-таки будет достигнуто в Новосибирске во время очередного форума приграничных регионов России и Казахстана.
Еще один важный момент, касающийся реализации кластера нефтегазового машиностроения - обеспеченность кадрами. На сегодня инженерные кадры на предприятиях машиностроительного комплекса области достигли критического возраста -50-55 лет: новые идеи в таком возрасте уже не генерируются, поэтому остро встал вопрос о подготовке новых, молодых кадров.
В прошлом году на базе Западно-Казахстанского аграрно-технического университета был открыт машиностроительный факультет. В этом году планируется здесь открытие полностью оснащенной лаборатории. И уже на базе этой лаборатории будут готовиться кадры для технопарка.
Стоить такое обучение для самых умных и одаренных будет недешево. Сертификат международного образца тянет не меньше чем на 1 тысячу долларов. Но зато это будут "конвертируемые" кадры, которые могут работать за рубежом, - заявляют в технопарке.
Между тем для реализации новых идей открывать Америку в технопарке не собираются. Все чертежи и проекты будут браться с НИИ "Микрография", где хранится база данных советского судостроения.
В период распада СССР Россия не раз изъявляла желание вывезти из Казахстана все эти документы, которые долгое время хранились под грифом "секретно". Да и сегодня это учреждение продолжает оставаться закрытым для общественного глаза. Доступ будет осуществляться через компьютерную связь, для чего ведется оцифровка всех имеющихся данных.
Однако несмотря на всеобщие требования быть более открытыми, уральский технопарк продолжает оставаться одним из самых закрытых учреждений.
Нынешний премьер-министр требует от подобных технопарков более действенных решений и проектов, кроме того, страна должна знать о том, чем там занимаются ученые.
Только благодаря этому журналисты получили возможность добыть информацию о работе уральского технопарка, да и то идея исходила от акимата области, а не самого технопарка.
Думается, что при такой инертности и нетранспарентности отечественные технопарки вряд ли скоро смогут стать генераторами идей и "приманкой" для обладателей гениальных мозгов…
Рисунок с сайта http://www.artkis.ru