– Ежегодно за последние 5–6 лет правительство на снижение цен на хлеб 1-го сорта тратило около 7–8 миллиардов тенге. В некоторые годы тратили до 12–15 миллиардов тенге. Было принято решение, что нормативы субсидий будут сокращаться, и цена хлеба должна приближаться к рыночной, – сказал министр сельского хозяйства Асылжан МАМЫТБЕКОВ во время правительственного часа в парламенте.
Сегодня этих средств в бюджете страны нет. Более того, нынешняя система субсидируемого социального хлеба не только дорога, но и непрозрачна. Часть удешевленной муки, по информации депутатов, уходит в Россию и Узбекистан по криминальным каналам.
Параллельно с минсельхозом выступило и министерство труда и социальной защиты населения. В его официальном сообщении говорится: “В случае повышения цены на хлеб будет изменена величина прожиточного минимума, что позволит увеличить количество получателей адресной социальной помощи”.
Сегодня, по данным министерства, адресную помощь получают 34,7 тысячи граждан с доходами ниже черты бедности. Также получают пособие на детей до 18 лет 519 тысяч человек. В случае увеличения прожиточного минимума число получателей социальной помощи резко увеличится – сразу до 2,5–3 миллионов человек. Кроме того, в 2016 году, возможно, будет пересмотрена потребительская корзина. Что тоже увеличит число получателей помощи.
Хлеб всегда был едой для бедных. Богатые его почти не едят, если покупают, то мало и дорогих сортов. И разницы в десяток-другой тенге просто не замечают. А вот для людей с достатком ниже среднего цена на хлеб – важный показатель. Для бедных же хлеб – часто единственная пища.
Какая цена на хлеб справедливая? Президент Союза зернопереработчиков и хлебопеков Евгений ГАН уверен, что в каждом регионе эта цена будет разной. Значит, нельзя говорить о какой-то средней цене. Тем более по законодательству страны такая информация является коммерческой тайной. Поэтому уровень цены будет определять рынок.
– Введение покупки хлеба по талонам будет первым шагом по введению программы адресной социальной помощи. Я бы назвал это картой социальной помощи малообеспеченным слоям населения. И эта карта должна выполнять сразу несколько функций. Не только покупки хлеба, но и оплаты отдельных продуктов питания, покупки в аптеках удешевленных лекарств, оплаты транспорта, коммунальных услуг с учетом социальных программ акиматов, – отмечает Евгений Ган.
– В прошлом году мы предложили программу развития соцпомощи, но правительство никак не отреагировало на проект. Чтобы привлечь внимание к проблеме, мы решили немного потроллить (спровоцировать. – Ред.) общество, запустив информацию, что настоящая цена буханки хлеба – 300 тенге, – заявил “КАРАВАНУ” депутат мажилиса Айкын КОНУРОВ. – Сегодня правительство само пришло к тем же выводам, что и мы в прошлом году. Да и наша оценка оказалась не так уж далека от истины. По нашим расчетам, в прошлом году реальная цена на хлеб была 98 тенге. Сегодня с учетом изменения курса тенге около 120–130 тенге.
Тогда народные коммунисты предложили использовать опыт США и Европы. В этих странах каждый человек, имеющий право на соцпособие, имеет специальную банковскую карту, куда правительство ежемесячно перечисляет деньги на покупку нужных товаров и услуг. С этой картой человек имеет право купить определенные продукты питания, кроме алкоголя и табака, постричься, оплатить коммунальные услуги, сходить в баню, вылечить зубы.
Но подходы и там и там разные. В Европе сильная социальная ответственность государства. В США напротив. Их минсельхоз подсчитал, что каждый вложенный в систему соцподдержки доллар приносит 2 доллара выгоды экономике. Они считают это очень выгодным. Таким образом снимается и социальная напряженность.
– Примерно такую модель нужно развивать и нам, – считает Конуров. – Нужно заранее готовиться к тем изменениям, которые будут происходить в стране из-за кризиса. Нужно предоставлять бедным пакетную помощь, чтобы эти люди могли купить не только хлеб, но и другие продукты питания и одежду, получать услуги. Коммунальные услуги непременно будут дорожать. Значит, надо включать в пакет и оплату расходов по коммуналке.
Алматы