Талон и закон

Следовательно, заявление юриста из города Абай Карагандинской области Нурхана Жумабекова, который оспаривал его законность, оставлено без удовлетворения.
Суд прислушался к доводам Генпрокуратуры, представитель которой О. Сеитов аргументировал решение тем, что, согласно статьи 53 Конвенции ООН "О дорожном движении" вытекает, что каждая страна вправе, в целях обеспечения безопасности, установить дополнительные меры для участников национального дорожного движения.
Иного, видимо, и ожидать было нельзя. В юриспруденции очень важно правильно поставить вопрос, чтобы получить на него адекватный ответ. Атака казахстанского юриста на правительство была отбита со всем блеском правовой аргументации - ну а как же, ведь в Верховном суде у нас работают очень опытные и умные люди, специалисты высочайшего класса.
Вопрос истца был поставлен в очень общем виде, он касался прежде всего нарушения гражданских прав - и совсем не затрагивал другие аспекты этой "талонной проблемы": что представляет собой будущий талон, способен ли он улучшить дорожное движение, не наносит ли он имущественного ущерба водителю и т.д.?
"Вы опасаетесь, что будут нарушены положения Конституции, если правительство решит ввести талоны? Успокойтесь, оно имеет на это право, и Верховный Закон нарушен не будет" - вот, в сущности, суть решения ВС. Дьявол, как всегда, таится в деталях, и на них наши уважаемые юристы не обратили внимания. А ведь в этом - суть проблемы…
Ностальгически вспоминаю советское время. Машин на дорогах тогда было мало, гаишники были либеральны и вежливы, и вообще ездить по казахстанским шоссе было легко и приятно.
И тогда тоже существовал талон предупреждений к водительским удостоверениям - картонная карточка, которая выдавалась водителю вместе с правами и в которую, в случае нарушения правил вождения, дорожный полицейский ставил "просечку" - маленькое отверстие специальным приспособлением, которое всегда было при нем.
Талон выполнял роль ограничителя нарушений: одна "просечка" - ничего, две - уже опаснее, а после третьей - талон и удостоверение изымались, и водителю приходилось вновь учиться и сдавать на права.
Примечательно, что первое и второе предупреждение в талоне были именно предупреждениями, то есть, не несли за собой никаких материальных последствий, никаких штрафов.
А какой талон хотят навязать нам дорожные полицейские сегодня? Вот в этом и давайте попробуем разобраться, чтобы понять суть дела…
Лень, как известно, мать всех пороков. Но порой, как ни странно, и от нее есть польза. Когда я, придя в районное отделение дорожной полиции, попытался получить новый талон к водительскому удостоверению, меня встретила очередь мрачных людей, выстроившихся к одному из закрытых окошечек.
- Талоны скоро будут выдавать? - бодро обратился я к ним. Ответом мне было выразительное пожатие плеч: "А черт его знает… Сами уже второй час ждем".
Правда, неподалеку, за маленьким столиком расположился молодой человек, у которого злосчастные талоны можно было приобрести безо всякой очереди, но уже за деньги - две тысячи тенге. Он же охотно объяснил мне ситуацию:
- Бесплатных талонов завезли мало, - со знанием дела вещал он. - Да и те будут бесплатно выдаваться только сотрудниками акимата, дорожной полиции и пенсионерам. А остальным - за деньги. Так что лучше не ждите, а покупайте у меня.
Посмотрев в его чистые и честные глаза, а потом на унылую очередь к закрытому окошечку, я решил, что лучше приду в другой раз, уж очень скучная рисовалась перспектива - стоять в очереди часами… Поленился, одним словом. А через несколько дней "главный гаишник" страны Омурзак Тусумов объявил, что продажа талонов за деньги - незаконна, и вообще все талоны будут выдаваться бесплатно.
Так что нежелание стоять в очереди помогло мне сэкономить пару тысяч тенге. Мелочь - а приятно…
Талоны - как новшество, придуманное дорожными полицейскими страны, сразу вызвали множество вопросов у казахстанских водителей. Что за штука, зачем она вводится, где и как ее получить?
И главный вопрос: кто будет распоряжаться деньгами, которые каждому водителю вменят в обязанность перечислять на специальный банковский счет? Ведь речь-то идет об огромных деньгах, миллиардах тенге, которыми кто-то (только не сам водитель!) будет распоряжаться.
Как пояснил Омурзак Тусумов, данные пластиковые электронные карточки вводятся для того, чтобы оказать услугу водителям, облегчить им процедуру уплаты штрафов за дорожные правонарушения и, в конечном счете, улучшить ситуацию на дорогах.
А в Казахстанском процессинговом центре, который занимается выпуском и обслуживанием талонов, об этой новинке выразились сколь витиевато, столь и неопределенно: "Талон к водительскому удостоверению - высокотехнологичное средство на службе обеспечения безопасности дорожного движения, на службе у тех, для кого движение - это не война, а созидание, удобство и прогресс. Талон к водительскому удостоверению - это ключ в новый мир электронных услуг".
Опыт показывает: если нашим гражданам усиленно навязывается какая-либо "услуга", сопровождаемая пафосными словесами - "прогресс", "созидание" и прочее - чаще всего их хотят просто обмануть. А в случае с талонами явственно проглядывается и немалый корыстный интерес частных лиц - ведь, повторим, речь идет о миллиардных суммах!
Взять тот же Казахстанский процессинговый центр. Откуда он взялся? Почему именно он, и вообще - кто выбрал именно эту частную фирму в единственные "операторы"? Любая частная компания, выполняя государственный заказ, должна проходить тендер - в данном случае его не было. Кто лоббирует фирму?
Известный казахстанский юрист, давно защищающий интересы казахстанских водителей от чиновничьего произвола, Сергей Уткин, задает и другие нелицеприятные вопросы по поводу этого "сюрприза от ГАИ".
Зачем вообще нужны талоны, если вся информация о водителе и о его предыдущих нарушениях на дороге есть на микрочипе водительских прав, которые сейчас выдает та же самая дорожная полиция?
На каких счетах будут храниться деньги, которые водителям предписывается перечислять "на талон", так сказать, авансом, в счет будущих правонарушений? И вообще - что это за навязывание совершенно ненужной услуги гражданам страны и кто в этом больше всего заинтересован?
- Здесь явно видятся корни махровой коррупционной аферы - под лозунгом государственной необходимости и улучшения дорожного движения людей просто хотят обобрать, изъять из кошельков казахстанцев огромные деньги, - говорит Сергей Уткин. - Я очень тщательно изучил все имеющиеся материалы и документы по талонам, но даже я, юрист, не смог понять - для чего это делается. Нельзя же, в самом деле, считать, что талоны помогут победить коррупцию в рядах дорожных полицейских! Да и как эта пластиковая карточка может помешать им брать взятки?
Огромная "армия" казахстанских водителей - это миллионы людей, и кто-то пытается насильно включить их в хитро продуманную финансовую схему. Как предполагают многие эксперты, в данном случае главным является не сам талон, а дополнительные услуги, которые предусматривает его обладание. По этому талону, как заявляли в дорожной полиции, можно будет оплачивать не только штрафы, но и услуги всевозможных страховых, медицинских и других компаний.
- По сути речь идет о создании новой платежной системы, находящейся, подчеркну, в частных руках! - говорит Сергей Уткин. - Причем все два с половиной миллиона водителей становятся клиентами этой системы в обязательном порядке… Вот это поистине "золотой бизнес"! Не надо ни искать клиентов, ни уговаривать, ни завоевывать их - водителей просто обяжут положить на счет десять, пятнадцать, двадцать тысяч тенге. Которые, формально, должны идти на выплату штрафов, но фактически могут и будут очень долгое время находиться на неизвестно чьем счете, и неизвестно кто ими будет распоряжаться. Поэтому сегодня очень важно разобраться в составе акционеров этого пресловутого "процессингового центра", кто за ним стоит? А с другой стороны, дорожный полицейский получает невиданные прежде права: он сам теперь может вершить суд на дороге и накладывать взыскание на водителя, сам определяет его тяжесть и меру! Хотя, по действующему законодательству, сделать это вправе только настоящий суд.
И даже здесь организаторы новшества решили "нагреться", что называется - "по максимуму!" Мало им денег, которые водители вынужденно будут перечислять на талоны - они и сами эти пластиковые карточки вознамерились продавать!
Но номер не прошел, жадность, как говорится, фраера сгубила… Поднялся большой шум, вопрос о талонах и целесообразности их введения начали обсуждать общественные организации, пресса, даже в парламенте. Поняв, что перегнули палку, инициаторы резко дали "задний ход": талоны будут выдаваться бесплатно, деньги вернем, извините, так получилось…
Предпринимаются огромные усилия, чтобы сбить накал общественного возмущения и сохранить главное: сами талоны, которые, в сущности, совершенно не нужны. В районных управлениях дорожной полиции на вопросы о талонах сегодня молчат, как рыбы. Но теперь "затушевать" неприглядную картину не так-то легко: на двусмысленную ситуацию, за которой явственно видны частные интересы, общество обратило пристальное внимание. Есть сведения, что ряд депутатов парламента готовят обращение в Генеральную прокуратуру и в Правительство, чтобы с ней детально и тщательно разобрались.
К делу подключились правозащитники, объединения водителей. Вот что написали в своем обращении к Президенту, правительству и парламенту представители Союза журналистов РК, Независимого Автомобильного Союза РК, юристы и представители прессы:
"Недавнее постановление Правительства РК и приказы №105, №106 и №317 за 2007 год министра внутренних дел РК Б.Мухамеджанова о введении в стране талонов к водительскому удостоверению привело общественность Казахстана в негодование. Причин тому несколько.
… Злоупотребление частной компанией своим монопольным положением началось буквально сразу же - на талоне (официальном государственном документе) появилась реклама частной юридической фирмы! При этом нововведение с талонами, в конце концов, недешево обойдется государству, а значит, казахстанскому налогоплательщику. На реализацию этого проекта уже требуется около 3 миллиардов тенге, а в будущем цифра может и увеличиться.
… Не очень понятно, для чего нужен новый документ, если все необходимые данные уже есть в водительских удостоверениях нового образца с чипами (приказ № 639 министра внутренних дел от 17 ноября 2005 года). Не проще ли довести до конца акцию по обмену старых удостоверений на новые, не создавая дополнительных и ненужных трудностей водителям? Тем более, что Планом мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения в РК на 2008-2010 г.г. (п.3.8), утвержденным постановлением Правительства РК от 11.12.2007 г. № 1213, на 2008 г. предусмотрено почти 300 млн. тенге на приобретение мобильных терминалов, разработку программного обеспечения и т.п. для считывания информации с электронного водительского удостоверения.
МВД также заверяет, что мобильный терминал для талонов и водительских удостоверений будет единым. Так зачем тогда нужен договор на аренду оборудования с частной компанией, если за бюджетные средства оно все равно будет приобретаться? Если на 2009 и 2010 годы в бюджете будут заложены дополнительные средства на обслуживание электронного водительского удостоверения? Или это вновь коррупционная схема, заведомо предусматривающая выкуп оборудования у частной фирмы, определенной без конкурса?
…Новые талоны открывают неограниченный простор для "беспредела" нечистых на руку сотрудников дорожной полиции. Ведь введение электронных данных в талон производит инспектор самостоятельно, он может записать любое нарушение, может указать, что водитель был с ним согласен или отказался от подписи в протоколе. И никакая квитанция о произведенных отметках в талоне - водителю выдаваться не будет, поэтому он может вообще не знать, что на самом деле занес ему инспектор. То есть, электронный талон существенно увеличивает зависимость водителей от недобросовестных инспекторов-вымогателей.
… Введение электронных талонов не учитывает народную смекалку наших водителей, которые могут доступными способами вывести талон из рабочего состояния (например, поместить его на несколько секунд в микроволновую печь, капнуть на чип каким-нибудь раствором, нанести иглой почти невидимое механическое повреждение и т.д.). В результате, у тысяч водителей талоны начнут выходить из строя, МВД придется бесконечно их менять (бесплатно), водители будут делать круглые глаза, не понимая, почему они не работают, и вся идея с их введением провалится сама собой…
Дело работников дорожной полиции - заниматься профилактикой нарушений правил дорожного движения, а не организацией сбора штрафов. Например, МВД могло продумать механизм передачи информации о вступивших в силу решениях по штрафам в органы налоговой службы для ее занесения на счета налогоплательщиков. И предложить законодательный механизм приравнивания штрафов к налоговой задолженности, чтобы взысканием занимались фискальные органы. Сегодня же органы МВД приступили к внедрению платежной системы, предварительно не согласовав условия с банковским сообществом. Поэтому никто в стране не представляет, каким образом будут проходить оплаты через талон. Нужно ли всем водителям дополнительно заключать договора банковского счета и т.д.
… И, наконец, согласно информации министерства юстиции РК, приказ министра внутренних дел Б.Мухамеджанова №106 (согласно которому талоны вводятся с 1 июля 2008 года) не зарегистрирован в Минюсте и не имеет юридической силы. Следовательно, в силе остается приказ №105 от 15 марта 2007 года, по которому талоны действуют с 1 декабря 2007 года. Таким образом, из-за халатности (или намеренных действий?) руководства МВД все казахстанские водители в данном случае уже являются нарушителями ПДД.
Исходя из вышеизложенного, просим Вас принять меры по отмене введения в Казахстане дополнительных талонов к водительскому удостоверению"
.

Но Верховный Суд встал на сторону "талонных дел мастеров"… Требуется что-то добавить к этому факту, что-то - кроме тяжелого вздоха, - но что?

Фото с сайта http://www.objectiv.tv