Такой разный джаз

Фестиваль родился вместе с алматинской джазовой школой под руководством Тагира Зарипова. Поклонники джаза всегда с нетерпением ждут этого события, ведь каждый фестиваль – сюрпризы от организаторов, мастер-классы. Интерес к этой музыке только растет.

– Подготовка начинается за несколько месяцев до мероприятия, – рассказывает продюсер проекта Карлыгаш МАКАТОВА. – Я советуюсь с руководителями дипломатических миссий различных стран – кого лучше пригласить. С гостями договариваюсь заранее, у всех свои планы. Например, турецкого музыканта, композитора Ондера Фоджана пригласили в качестве члена жюри на Прибалтийский джазовый фестиваль. Однако он отменил поездку и приехал в Алматы. Случаются и непредвиденные ситуации.

Польская экзотика

В первый день фестиваля алматинцы слушали вокалистку из Польши Крыстыну Станько. Она рассказала, что увлекается музыкой с 13 лет. Профессор Музыкальной академии Гданьска преподает, записывает альбомы как авторские, так и в сотрудничестве с другими артистами. Ее “Kropla Słowa” признан лучшим джазовым альбомом 2012 года в Польше.

Во время концерта “Звезды Гданьска-2017” артистка получила из рук мэра Гданьска Павла Адамовича звезду, названную ее именем и фамилией в созвездии Водолея. Певица исполняет джаз с элементами этно. Использует этнический барабан с металлическими шариками.

Сюрпризом для гостей филармонии им. Жамбыла стала известная польская песня “Шла девичка”. Когда-то Роза Багланова привезла ее из Польши в нашу страну, песню перевели на казахский. “Сулу кыз” стала одной из самых любимых песен в народе.

– Джазовая музыка очень популярна в Европе, есть академии, джазовые департаменты, проводятся фестивали, – рассказывает Крыстына Станько. – Больше всего любят ее в странах Скандинавии, в Германии, в Польше. На моей родине каждый год проходят фестивали в Варшаве, Кракове, Гданьске. Джаз звучит повсюду – в ресторанах, кафе, клубах, на улице!

– Джазовую музыку на всех языках исполняют?

– Больше все-таки на английском – он мягкий, мелодичный. Польский трудный для исполнения – много шипящих. Но я люблю петь на польском. Экзотично.

Звуки будущего

Звучание турецкой группы “FUNKBOOK” можно охарактеризовать как веселые и энергичные ритмы, объединенные в рамках джаза. Стиль группы – фанк-джаз. Музыканты не прочь экспериментировать и с этническими мотивами. Одно из исполненных в Алматы произведений представляло Восточную Турцию, сказал Ондер Фоджан. В составе группы приехал давний друг фестиваля трубач Шенова Улькер.

Автор, композитор Мерле-Анне Джордж (“Princess Jorge”) из Франции вместе с группой “Alerta G” более 15 лет радует публику композициями на португальском, французском, английском и языке кимбунду (Ангола). Она выступила с казахстанскими джазменами.

Еще в 9-летнем возрасте израильский музыкант Гай Минтус вошел в 1,5 процента исключительно одаренных детей, по данным тестов института Генриетты Сольд. Сейчас он учится в Манхэттенской музыкальной школе, много гастролирует. Гай Минтус представил гостям фестиваля микс американского джаза и левантийской музыки плюс собственное музыкальное видение.

Участники трио “Three Fall” (Германия) зажигали в третий день праздника. Благодаря своей новаторской музыке, сочетающей джаз, рок, группа сделала себе имя. В Европе “Three Fall” называют звуком будущего.

Еще один необычный проект – “Kusimanten” (Австрия). Уже второй раз публика горячо принимала музыкантов Пели Барна (Венгрия) и Мишу Цыганова (США). Венгр – человек-оркестр, успевает играть на гитаре, петь, отбивать губами битбокс и выстукивать ритм ногой. Американец с русскими корнями – виртуозный пианист, играл с нашими известными музыкантами.

Гала-концерт украсили американский саксофонист, композитор, аранжировщик и педагог Рэй Блу, детский джазовый коллектив “Алматы джаз бэнд” под руководством Тагира Зарипова, по совместительству директора фестиваля.

У него я поинтересовалась: насколько дорогое удовольствие – играть любимую музыку?

– Я бы не сказал, что это дорого, – говорит он. – Наша школа государственная, стоит 8 тысяч тенге в месяц. А очень хорошие инструменты всегда дорогие.

Ни лимузинов, ни пенных вечеринок

После концертов были мастер-классы. А еще музыканты успели прогуляться по Алматы, прокатиться на “Шымбулак”. А полячку даже свозили на Чарынский каньон.

– Гости полюбили местную еду, тюбетейки, долго умилялись нашими детьми, оркестром, – говорит Карлыгаш Макатова.

– А какой райдер у джазовых музыкантов? Просят ли они подать дорогие машины, номер-люкс с видом на горы, ящик шампанского?

– Они не такие капризные, как поп-звезды, не требуют ничего дорогого и лишнего. Единственное, что просят, – обеспечить хорошее качество звука и правильные инструменты. Например, для пианистов мы выкатили пианино фирмы “Steinway”. Знатоки поймут, о чем я. Его настраи­вал наш старый друг Владимир Алексеевич Клопов. Предоставили музыкантам фортепиано, контрабас и тарелки для ударных. Но некоторые барабанщики привозят свои тарелки. Певцы приезжают со своими микрофонами.

Фестиваль этого года состоялся благодаря поддержке акимата Алматы, дипломатических миссий стран-участниц в Казахстане при содействии “Французского альянса” и “Гёте института” и др. Партнерами праздника музыки выступили UNESCO с Международным днем джаза и министерства иностранных дел Польши, Турции, Израиля, Франции, Германии, Австрии и Венгрии.

АЛМАТЫ