Листая страницы информационных сайтов, заметил, что с прошлой недели начали публиковаться статьи о сокращениях в АО "НК "ҚТЖ". Что удивительно, первыми в списке сокращенных "бедных железнодорожников" идут управляющие директоры. Оказывается, в конце мая 2020 года советом директоров АО «НК «ҚТЖ» утверждена обновленная структура центрального аппарата национальной железнодорожной компании. Сокращены должности 9-единиц управляющих директоров АО «НК «ҚТЖ».
Кто замолвил слово о бедных топ-менеджерах?
На мой субъективный взгляд, чем меньше уровней управления, которые зачастую дублировали друг друга, тем лучше для тех самых простых железнодорожников, которые обеспечивают безопасность движения поездов и в жару, и в холод. Этот "плач Ярославны" по поводу сокращенных топ-менеджеров АО "НК "КТЖ" удивляет еще и потому, что в отечественном сегменте Всемирной паутины никогда не отмечалось лояльности к большим бастыкам.
Обычно многочисленный штат кураторов с их немаленькими зарплатами в любой национальной компании был раздражающим фактором. Поэтому невольно приходишь к мысли, что эти статьи скорее всего организованы кем-то из сокращенных топ-менеджеров от железки. Стоит также заметить, что до этого на такой же шаг пошла национальная нефтяная компания. Но такого шквала возмущения по поводу безработных экс-управляющих почему-то не было.
Вчера АО "НК "КТЖ" начала "отстреливаться" от обвинений в свой адрес, распространив пресс-релиз с разъяснениями и статьи от имени руководства своих подразделений. Из них следует один вывод: в компании идет оптимизация, вызванная автоматизацией рабочих процессов. То есть железнодорожное начальство повернулось к лицом к цифровизации, желая подтянуть деятельность АО "НК "КТЖ" к мировым стандартам, по которым работают железнодорожные компании развитых стран. Также прозвучало, что массовых сокращений среди железнодорожников не предвидится. Всем, чья должность ликвидируется на волне автоматизации, предлагаются другие, а также можно безболезненно переучиться за счет компании.
"Путь свободен или занят"
Вторым пунктом преткновения называется опытный полигон – Центр управления движением поездов Западном регионе (филиале) в городе Актобе, который объединит диспетчерские центры пяти отделений (Актобе, Атырау, Мангистау, Уральск, Кызылорда), в рамках проекта «Центр управления движением поездов». По планам он должен заработать в 2020 году. По итогам будет внедрена микропроцессорная диспетчерская централизация и модернизация оборудования аналоговой связи по всей территории железнодорожной инфраструктуры.
Как следует из разъяснений руководителей АО "НК "КТЖ", проект предполагает изменение места работы и некоторых условий труда. Так, если работник при переезде теряет в заработной плате, железнодорожникам предлагается компенсационный пакет с выплатой соответствующей разницы за один год. Также этим работникам предложены иные компенсации, связанные с необходимостью переезда.
Дело в том, что до сих управление движением поездов, регулирование сигналами светофоров, переключение стрелок на путях в основном производится дистанционно поездными диспетчерами из диспетчерских центров, расположенных в областных центрах. Однако информация «свободен либо занят путь» передается, грубо говоря, допотопным способом. Естественно, в реалиях 21 века с цифровыми километровыми шагами, это звучит как-то несерьезно. Поэтому в рамках данного проекта на станциях устанавливается дополнительное оборудование (микропроцессорная диспетчерская централизация – МПДЦ), которое позволяет в автоматическом режиме отображать на мониторе у поездного диспетчера реальную ситуацию на станционных путях в режиме реального времени. За 2018-2019 годы по проекту уже достигнуты высокие результаты.
В АО «НК «ҚТЖ» уже констатируют положительные плоды новшеств. Так, микропроцессорная диспетчерская централизация внедрена на 84 раздельных пунктах (9 диспетчерских кругах на участках Шалкар – Жем, Кандыагаш – Шубаркудык, Шубаркудык – Сагыз, Сагыз – Макат, Уральск – Озинки, Уральск – Казахстан, Казахстан – Илецк, Илецк – Жайсан, Казалы – Саксаульск). Модернизировано оборудование связи в 57 линейно-аппаратных залах, а также внедрены автоматизированные системы контроля подвижного состава и ведения технической документации по всем дистанциям сигнализации и связи.
На эту тему пресс-служба АО "НК "КТЖ" уже выдавала информацию: "При автоматизации постепенно будут укрупнены диспетчерские центры из областных в межрегиональные с дистанционным форматом управления станциями. То есть отделения дорог не просто оптимизируются, а укрупнятся диспетчерские круги, удлинятся "плечи" безотцепочного движения локомотивов. Прежде всего, повысится производительность труда и сократятся затраты на содержание локомотивного парка существующих отделений дорог. Оптимизировав численность руководящего состава и административно-управленческого персонала существующих отделений дорог, компания сможет сократить расходы на содержание и фонд оплаты труда работников. Ожидаемый экономический эффект от реализации проекта до 2025 года составляет 30,7 миллиарда тенге".
"Аутсорсинг не значит вышвырнуть людей на улицу"
Обычно, когда ожидаются сокращения, общественность начинает тревожиться за судьбу простых сотрудников. Но в распространяемых статьях о потенциальных "безработных" работниках хозяйственного цеха (слесарях, плотниках, уборщицах), работниках домов отдыха локомотивных бригад, водителях грузовых машин, ремонтных бригадах почему-то вспомнили в третью очередь. Они могут потерять работу из-за передачи частным компания (аутсорсинг) для обслуживания предприятий АО «НК «КТЖ». Якобы будут сокращены 7 000 штатных единиц железнодорожников.
Между тем в распространенном пресс-релизе говорится, что, к примеру, высвобождаемым работникам АО «Военизированная железнодорожная охрана» предлагались вакансии внутри группы компаний ҚТЖ. Таким образом было трудоустроено 620 работников.
"Что касается вывода непрофильных функций в аутсорсинг в целом, перед потенциальными поставщиками ставится обязательное условие о трудоустройстве всех желающих работников КТЖ, задействоанных на этих участках. Такой механизм уже применен при выводе в аутсорсинг следующих видов деятельностей: обеспечение автотранспортом, содержание и техническое обслуживание парка грузовых вагонов, почтовая корреспонденция, услуги по предоставлению мест отдыха для локомотивных бригад.
В рамках каждого отдельного проекта работникам предлагается несколько вариантов: трудоустройство на другие должности, компенсации, ранний выход на пенсию (если применимо). Особо нужно подчеркнуть, что все предлагаемые меры согласовываются и прорабатываются с профсоюзом железнодорожников.
Например, в процессе реализации первого этапа проекта «Внедрение мобильных диагностических средств в рамках АСУ «Магистраль» только 1 работник из 121 операторов дефектоскопных тележек (менее 1%) выбрал расторжение трудового договора с компенсацией. Все остальные либо были трудоустроены в АО "НК "ҚТЖ", либо воспользовались программой раннего выхода не пенсию (если работнику остается 5 и менее лет до выхода на пенсию и его должность сокращается, он может уйти из компании получая ежемесячное пособие от 70 до 200 тыс. тенге)", - говорится в официальном сообщении пресс-служба АО "НК "КТЖ.
"О тарифах и долгах"
Четвертая часть "крика души" о сокращениях посвящена повышению тарифов и неуправляемым убыткам КТЖ. О необходимости поэтапной и последовательной смены системы тарифообразования главный железнодорожник страны Сауат Мынбаев говорил в своем интервью «ҚТЖ»: проблем много, но мы справимся» в 2019 году. На эту тему в начале года выступил и его первый заместитель Канат Альмагамбетов.
– Вопрос по тарифообразованию очень сложный и болезненный. Как только железнодорожники начинают говорить о необходимости изменить систему тарифообразования, то партнеры начинают напрягаться. А ведь у нас среди всех постсоветских государств самый низкий унифицированный тариф. Это значит, что все тарифы (экспорт, импорт и внутриреспубликанский) рассчитываются по одной сетке одинаково. Необходимо изменение системы тарифообразования, чтобы показать затратную часть, - сказал он в интервью газете "Казахстанская правда" 5 марта 2020 года.
По его словам, убыточные пассажирские перевозки субсидируются государством и перекрестно грузовыми перевозками. В прошлом году «ҚТЖ» инициировало поэтапные системные изменения в законодательство по вопросам железнодорожного транспорта. Новшества в законе заработали с января текущего года. Их цель – выстраивание прозрачной системы субсидирования пассажирских перевозок.
- Например, должны быть изменены механизмы субсидирования пассажирских перевозок из государственного бюджета. Создается отдельный оператор локомотивной тяги – ТОО «Пассажирские локомотивы». Он должен будет субсидироваться за счет бюджетных средств и, вероятно, фиксированно за счет грузовых перевозок. И станет выполнять функции оператора локомотивной тяги в пассажирском движении. Это позволит упростить процедуры выделения государственных субсидий на поддержку пассажирских перевозок. И создаст прозрачный учет расходов и доходов всех задействованных в пассажирских перевозках компаний. Необходимо изменение системы тарифообразования, чтобы исключить перекрестное субсидирование пассажирских перевозок грузовыми, - разъяснил авторитетный железнодорожник.
Между тем, во время заседания Совета по управлению ФНБ «Самрук-Қазына» под председательством Первого Президента Казахстана Нурсултана Назарбаева 4 июня 2020 года, где были рассмотрены текущая деятельность Фонда и его портфельных компаний, был заслушан доклад председателя правления АО «НК «Қазақстан темір жолы» Сауата Мынбаева. В том числе он сказал и про неуправляемые убытки.
На конец первого квартала 2020 года сумма общего долга ҚТЖ составляет 1,85 трлн тенге, или $4,4 млрд, из них долг в «твердой» валюте - $1,7 млрд (729 млрд тенге по текущему курсу). Притом что производственные показатели и в прошлом году и в I квартале имеют положительную динамику, финансовый результат отрицательный. Только в марте текущего года курсовой убыток ҚТЖ составил 109 млрд тенге.
При поддержке правительства РК и фонда «Самрук-Казына» реализуются мероприятия, направленные на оптимизацию долговой нагрузки и повышение финансовой устойчивости компании. В прошлом году осуществлен досрочный выкуп Еврооблигаций ҚТЖ 2027 погашения номиналом в $780 млн. Это позволило снизить долю долга в «твердой валюте» с 57% до 37% по состоянию на конец 2019. Однако для ҚТЖ (при валютной выручке в 24%) валютный риск остается очень высоким.
Во избежание дальнейших курсовых убытков ҚТЖ совместно с «Самрук-Казына» выработали конкретный алгоритм действий по снижению доли долга в «твердой валюте».
Важно, что в условиях жесткой оптимизации затрат, компания продолжает работу по выводу непрофильных и убыточных активов. В 2019 году из группы компаний АО «НК «ҚТЖ» выведено 12 непрофильных компаний, отрицательные финансовые показатели которых в сумме составляли более 5 млрд. тенге в год.
Серафим Нильский