Летняя пора уже миновала и с первыми осенними холодами во весь рост встает вопрос обогрева жилища. Жители домов с централизованным отоплением в данном случае остаются в лучшем положении: с 15 октября в большинстве районов южной столицы тепло в дома дали.
А вот те, кто живут в особняках и коттеджах и вообще в частных домах - должны позаботиться о своем комфорте сами. В прошлом году, с началом отопительного сезона, наблюдался значительный рост цен на уголь, практически на 70%. Этот вопрос заинтересовал даже членов Мажилиса Парламента, которые инициировали его разбирательство на одном из заседаний.
В этом году история повторяется: многие регионы, особенно сельские, до сих пор не обеспечены углем в необходимом количестве, а цена на него делает это основное на селе топливо недоступным для многих семей. Это опять побудило парламентариев направит запрос в правительство. Министр разводит руками: продажа угля сегодня находится в частной собственности, а за транспортировку его, стоимость которой занимает значительную часть в цене угля, он отвечать не может…
Что касается южной столицы, то здесь цена на уголь, по сравнению с прошлым годом, не повысилась. Однако проблемы остались и они, увы - все те же.
На Алматинской городской топливной базе с раннего утра мы застали десятка три людей. Оформление покупки угля, погрузка и перевозка обычно занимает несколько часов, а работают на базе, как говорят покупатели, не спеша. Поэтому очередь люди занимают пораньше.
Эта база - одна из крупнейших в городе, снабжающая углем жителей частного сектора Алматы и близлежащих сельских районов. Часам к девяти к воротам базы подъезжают несколько грузовиков - углевозов. Их водители, которые доставляют купленный клиентом уголь к месту назначения, уединяются с покупателями, договариваясь об условиях перевозки. На одного водителя приходится по три-четыре нетерпеливых будущих покупателя, так что те из них, кто раньше встали сегодня, могут выбирать наиболее выгодный для них маршрут.
Торг с водителями иногда сопровождается возмущенными возгласами. Это потому, что перевозчики просят за свои услуги высокую цену, а покупателям, естественно, хочется поменьше. С учетом того, что последних гораздо больше, чем свободных машин и никому не хочется торчать на этой топливной базе до вечера, покупатели, скрепя сердце, вынуждены соглашаться.
- Что хотят, то и делают! - возмущается Разия Ахметова, учительница из пригородного поселка под Алматы - До моего дома - рукой подать, всего двадцать минут на машине, а заплатить надо две тысячи! Судите сами, как дорого мне этот уголек обходится: по 3500 тенге за тонну, надо четыре тонны до весны, всего 14 тысяч. Плюс перевозка - две… Да за разгрузку и переноску угля в сарай надо заплатить грузчикам тенге 500 - у меня две девочки, мужа нет, так что сама я с этой работой не справлюсь. Вот и получается 16500 тенге. При зарплате в пять с половиной тысяч тенге это для меня весьма ощутимый расход. Раньше хоть машин здесь было побольше, можно было договориться и подешевле. А сейчас их стало почему-то меньше, вижу одни и те же лица, и цена сразу выросла. Да и сам уголь - сколько его в Казахстане, миллиарды тонн, говорят! Неужели его нельзя сделать подешевле для нас, ведь три зарплаты приходится отдать за него!?
Как выяснилось в дальнейшем, сама база непосредственно реализацией угля не занимается, это делают частные предприятия, которые берут территорию базы в аренду. Дело администрации базы - предоставить им площади, железнодорожные тупики, организовать разгрузку угля из вагонов и погрузку его, предоставлять для этого технику. В ценовую политику руководство базы не вмешивается. Как рассказал главный инженер базы Марат Бекбосунов, сегодня на территории базы имеется до 50 тыс. тонн угля из Шубаркольского месторождения, так что все желающие могут его купить без проблем. Работают два погрузчика, которыми уголь грузится в машины, другая техника. Этого, по мнению М. Бекбосунова, вполне достаточно, чтобы обеспечить ритмичную работу.
В очереди с оптимизмом сотрудников базы согласны далеко не все. Вспоминают, что нередко техника ломается, выходит из строя и тогда приходится ждать погрузки по нескольку часов. Да и качество шубаркольского угля многие покупатели оценивают невысоко, вспоминая, что несколько лет назад уголь возили из другого месторождения - вот тот был класс! А уж ценой угля недовольны почти все.
- Уголь сегодня - это сегодня основное топливо сельчан, людей бедных - рассуждает Юрий Параничев, механизатор из крестьянского хозяйства. - Почему же правительство не позаботится о том, чтобы мы смогли его купить по дешевой цене, отдало его весь частникам, которые дерут три шкуры? Китай завалили нашим углем, а сами мерзнем - разве это справедливо? У меня четверо детей, а зарплата - семь тысяч, да и ту часто задерживают - как жить?
Продавцы объясняют: выросла закупочная цена на уголь, повысились железнодорожные тарифы на перевозку - отсюда и цены высокие. А торговать себе в убыток они не могут, итак рентабельность этого бизнеса составляет пять, много - десять процентов. К тому же с каждым годом угля люди покупают меньше - во многие пригородные районы приходит газ в качестве отопления. Так что благотворительностью здесь не занимаются - самим бы выжить. К тому же, к примеру, летом, уголь был процентов на 40 дешевле - почему тогда им не запасались?
Доля истины в этом утверждении есть. Уголь - товар сезонный и продавцы быстро ориентируются на увеличение спроса повышением цен. Наши же люди привыкли ждать, пока гром ( то есть морозы), грянут - тогда и бегут за топливом… Да и насчет конкурента - газа, тоже верно: как сообщили нам в энергетическом департаменте горакимата Алматы, сейчас более 80 процентов частных домов города имеют газовое отопление. Только в этом году протяженность газовых сетей возросла на двадцать два километра, еще десятки километров реконструированы. В пригороде этот процесс идет менее интенсивно, но все-таки доля потребителей угля снижается и здесь. Поэтому рынок угля постепенно уменьшается, теряя свою привлекательность для бизнесменов. А с уменьшением конкурентной среды обязательно растут и цены.
Что касается контроля над ростом цен на уголь, то его продажа, как нам сообщили в антимонопольном комитете, не подпадает под государственное регулирование - все пущено на волю свободного рынка. Это, возможно, и правильно, но кто может исключить среди торговцев картельный договор в ситуации, когда все "игроки" на этом рынке известны и число их уже несколько лет не растет?
Судя по-всему, так и происходит, потому что цена в 3500 тенге за тонну сегодня сохраняется практически на всех угольных базах Алматы и области, хотя затраты у всех не могут быть одинаковы.
А расплачиваться за это приходится, в буквальном смысле, самым бедным и незащищенным.