Так был ли мальчик?

С некоторых пор южно-казахстанский облздрав можно обвинить в чем угодно, но четко и правильно вести статистику здесь все-таки умеют.
Пресс-служба прокуратуры ЮКО распространила пресс-релиз "О результатах проверки применения законодательства об охране здоровья матери и ребенка в учреждениях здравоохранения ЮКО". Нарушений и недостатков в работе учреждений выявлено на десять листов машинописного текста. Практически в каждом направлении деятельности органов здравоохранения прокурору было что отметить.
Подобной разгромной критике южно-казахстанская медицина подвергалась лишь после известных событий 2006 года, когда в больницах Шымкента заразили детей ВИЧ-инфекцией. А в последнее время про здравоохранение юга принято было все больше говорить в оптимистических тонах: дескать, долго шымкентская медицина болела, но сейчас понемногу выздоравливает.
Между тем, судя по результатам прокурорской проверки, тем более касающихся темы "врачи и дети", ситуация особо не улучшилась.
Однако в длинном перечне нарушений, выявленных прокуратурой, имелись совершенно вопиющие данные о том, что органы здравоохранения укрывают факты детской смертности и даже скрывают следы преступлений. Приведем здесь выдержки из пресс-релиза, опуская имена детей:
"…Проведенной проверкой в медицинских учреждениях Сарыагашского района выявлен 21 факт сокрытия детской смертности.
Так, согласно данным акимата сельского округа "Жемисти" Сарыагашского района девочка А.К., родившаяся в мае 2007 умерла в августе 2007 года (акт регистрации о смерти имеется). Однако данный факт отсутствует в отчете районного медицинского объединения.
Аналогично, были укрыты от учета 20 фактов детской смертности.
По всем указанным случаям, в акиматах сельских округов и органах юстиции имеются соответствующие данные о факте смерти.
В соответствии с "Правилами о порядке регистрации актов гражданского состояния в Республике Казахстан", медицинские учреждения обязаны каждый месяц не позднее третьего числа следующего месяца направлять в органы ЗАГС списки родившихся и умерших. Должностные лица, уполномоченные на регистрацию актов гражданского состояния, должны систематически сверять эти списки с записями актов, и в случае выявления незарегистрированных лиц, принимать меры к их регистрации.
Прокуратурой г.Туркестан установлено, что сельской врачебной амбулаторией "Карашык" (своего рода сельская поликлиника - прим.авт.) г.Туркестан за проверяемый период сверка родившихся и умерших детей с органами ЗАГС вообще не проводилась.
В отчетах сельской больницы "Старый Икан" умершие в 2007 году дети Н. Н., Р. Н., - включены в отчет за 2008 год.
По данным акимата сельского округа "Бабайкорган" г.Туркестан количество умерших детей составляет 6, однако в отчетах сельской больницы умершим числится только 1 ребенок.
Аналогичные нарушения установлены в медицинских учреждениях Толебийского района, г.Кентау.
В основном укрытия фактов детской смертности допускаются медицинскими работниками сельских больниц, сельских врачебных амбулатории, с целью сокрытия фактов оказания некачественной и несвоевременной медицинской помощи, уклонения от служебных разбирательств и избежания ответственности.
Как правило, факт регистрации детской смертности фиксируется, в сельских акиматах делаются соответствующие записи, однако далее ответственными медицинскими работниками эти данные не передаются в районное медицинское объединение и органы юстиции.
Кроме того, в рамках данной проверки установлен факт укрытия преступления, путем принятия решения об отказе в возбуждении уголовного дела.
Так, изучением отказных материалов Сарыагашского РУВД установлено, что в апреле 2008 года РУВД Сарыагашского района поступило сообщение из местного СВА о том, что гражданка И. Г., 1982 г.р. оставила своего новорожденного ребенка (что привело к его смерти).
Следователем РУВД назначена судебно-медицинская экспертиза для обследования трупа ребенка. Однако, не получив заключения СМЭ, дело было закрыто за отсутствием состава преступления (на теле ребенка не имелось следов насильственной смерти, отчего следователи решили, что дело "не криминальное". А тот факт, что ребенок умер от истощения посчитали, видимо, естественным процессом - прим. авт.)
В ходе встречной проверки установлено, что И.Г. в домашних условиях благополучно родила ребенка, отнесла его в туалет и оставила. Через несколько дней женщина обратилась в больницу по факту маточного кровотечения. Врачами был установлен факт родов, однако на момент посещения дома И. Г. ребенок уже скончался.
Прокуратурой района 28.05.2008 года вышеуказанное постановление об отказе в возбуждении уголовного дела отменено как незаконное и в отношении И. Г. возбуждено уголовное дело…"
Однако начальник отдела по охране материнства и детства департамента здравоохранения Южно-Казахстанской области Бауржан Исабекова категорически не согласна с данными прокуратуры.
- В Сарыагашский район специально выезжала наша комиссия для проверки указанных фактов. Ни по одному факту укрытия не было, все случаи детской смертности были соответствующим образом зарегистрированы и проходят по всем статистическим данным официальных органов.
- Имеется приказ Минздрава № 520, где подробно расписаны правила и нормативы учета детской смертности. В соответствии с приказом учет производится совместно целым рядом служб - в том числе департаментом юстицией, статуправлением, и пр., пр. Во всех этих службах по всем 21 фактам, которые прокурор называет укрытыми, имеются все регистрирующие записи, вся документация. По каждому факту детской смерти своевременно были составлены акты, которые, кстати, были направлены и в органы прокуратуры Сарыагашского района. Между прочим, составляя список якобы укрытых смертей, прокуратура указывает номера актовых записей, которые и являются документами регистрации! - говорит Бауржан Исабекова. Аналогично и с фактами по другим районам и городам ЮКО.
- Еще более возмутительно что врачей сделали крайними и в случае с ребенком, брошенным на смерть собственной матерью! - считает Бауржан Ахметовна.
Даже из пресс-релиза прокурора совершенно очевидно, что врачи в данной ситуации уж никак не являются укрывателями. Будущая мать, стараясь скрыть свое положение, избегала медицинского наблюдения. Ребенок был рожден вне лечебного учреждения. Даже судмедэкспертизу причин смерти ребенка проводили не специалисты здравоохранения, но медэксперты юстиции. Врачи просто не имели возможности где-нибудь что-нибудь скрыть в данной ситуации.
Наоборот, после того как женщина была вынуждена обратиться в больницу в связи с начавшимися осложнениями, медицинские работники установили истинную причину ее состояния - деторождение. А учитывая, что женщина вначале отрицала недавние роды, врачи заподозрили неладное, и именно врачи сообщили о факте в полицию. После чего и выяснилась вся подоплека произошедшего, в том числе был обнаружен труп брошенного ребенка.
- Вообще, когда дети рождаются вне медучреждений и их матери стараются скрыть этот факт, бросить ребенка, то здесь исключительно компетенция правоохранительных органов - говорит Бауржан Исабекова. - Органы здравоохранения не уполномоченны разбираться в таких ситуациях, тем более как-то их укрывать.
- Вся статистика смертности детей на дому (вне медучреждений) - это прямая компетенция судмедэкспертизы. По всем случаям детской смертности судмедэкспертиза должна проводить вскрытие для установления причин смерти. Между тем в правоохранительных органах уже давно сложилась такая практика, что следователь пишет представление о том, что у ребенка нет признаков насильственной смерти. И получает разрешение на захоронение без экспертизы вскрытия. Это уже прямое нарушение со стороны органов следствия и судмедэкспертизы, но органы здравоохранения здесь не при чем. Прокуратуре это известно.
У здравоохранения ЮКО действительно очень много проблем и бед, в том числе и в сфере материнства и детства, - признает Бауржан Исабекова. Но зачем обвинять медиков еще и в том, в чем они уж точно не виноваты?
Правда, начальница отдела облздрава воздержалась открыто заявить о том, что органы прокуратуры в данном пункте допустили явную дезинформацию.
Тем не менее Бауржан Исабекова документально и аргументированно доказала именно это.
Прокуратура информацию отдела по охране материнства и детства пока не подтвердила, но и не опровергла.