На опубликованный в прошлом номере (№ 26 от 25 июня 2010 года) материал “Электрошок для Алматы” пришла масса читательских откликов со всего Казахстана.
Проблема высоких тарифов на электроэнергию – одна из самых болезненных для общества. И во многом потому, что сам тариф – загадка для народа. За что мы платим деньги?
На нашем сайте www.caravan.kz свою точку зрения высказывали обычные потребители. Вот что написал читатель, представившийся как “инженер-строитель на пенсии”: “Энергетики никогда перед народом не отчитывались, куда они девают деньги. А вы проверьте зарплату директора “Алматыэнергосбыта” и его заместителей! Понятно, что на ремонт сетей денег не остается…”. А одна читательница прислала в редакцию гневное письмо: “Интересно было бы узнать, сколько из нашего кармана “Алматыэнергосбыт” платит за аренду шикарного офиса?” – спрашивала она.
Поэтому мы решили узнать, что же на самом деле “спрятано” в тарифе.
“Алматыэнергосбыт”: Секретов у нас нет!
В “Алматыэнергосбыте” на наш вопрос, что же входит в тариф, ответили, что секретов у них нет. На сайте, дескать, есть эта информация в разделе “Структура тарифа”.
Заглянули мы в этот раздел. Получается, что “Алматыэнергосбыт” получает 1 киловатт энергии за 10,16 тенге. И отпускает потребителям за 11,38 тенге.
То есть сущие копейки себе оставляет.
Понятно, в разных регионах – своя структура тарифов. Но главный вопрос: платим ли мы, так сказать, по делу или оплачиваем еще и “невидимые” нам затраты?
Потери скрываются в наших квитанциях!
Поговорив со специалистами, мы выяснили, что невидимые потребителю “статьи расходов” действительно есть.
– В тариф, который получает потребитель, входит помимо стоимости энергоресурсов еще и плата за передачу, – говорит доцент института энергетики, кандидат технических наук Кармель ТОХТИБАКИЕВ. – Это называется транспортным тарифом, и в нем заложены потери электроэнергии по дороге к потребителю. В среднем такие потери в региональных энергокомпаниях составляют 20 процентов от общего количества передаваемой энергии, и все это оплачиваем мы с вами. Чтобы сократить эти затраты, надо обновлять энергосети, а многие региональные компании не заинтересованы в снижении потерь – зачем лишние хлопоты? Народ за все заплатит.
– На сколько можно было бы снизить тариф за счет уменьшения потерь?
– Для каждого региона отдельный расчет. Но вот, например, Алматы передают 5–6 миллиардов киловатт-час в год. Сейчас потери АЖК – региональной компании Алматы – составляют около 17 процентов. Даже если снизить на один процент, то получается экономия в 60 миллионов киловатт в час!
Зарплаты и офисы – за наш счет?
Вопросы читателей по поводу зарплат и офисов мы направили в “Алматыэнергосбыт”. И оказалось, правы были граждане! Действительно, в наши тарифы входят и оклады высокопоставленных руководителей, и аренда красивых офисов.
– Должностные оклады всех сотрудников ТОО “Алматыэнергосбыт”, включая руководящий состав компании, утверждаются Агентством по регулированию естественных монополий (АРЕМ) и входят в составляющую тарифа, – сообщили нам в пресс-службе “Алматыэнергосбыта”.
И тут же уточнили: на обеспечение хозяйственной деятельности ТОО “Алматыэнергосбыт” приходится не более 3 процентов от структуры всего тарифа.
При формировании тарифа учитываются арендные платежи за помещения энергоснабжающей компании, в том числе аренда головного офиса и территориальных подразделений (арендная плата составляет 2250–3000 тенге за квадратный метр в месяц).
Должностной оклад первого руководителя ТОО “Алматыэнергосбыт” не превышает 13-кратной минимальной заработной платы в компании (минимальная зарплата в которой составляет 33 тысячи тенге).
Выходит, что заработная плата руководителя “Алматыэнергосбыта” не превышает 429 тысяч тенге?
Вот и считайте, откуда у нас такие тарифы…
Александра МЫСКИНА