В Центре документации и новейшей истории Восточно-Казахстанской области среди данных об эвакуированных и спецпереселенцах за 1941 год найдена запись с именами семерых представителей семейства Брежневых – это Виктория Петровна (супруга Леонида Ильича), Галина Леонидовна и Юрий Леонидович (дочь и сын), Наталья Денисовна (мать), Вера Ильинична (сестра), Анна Владимировна (жена брата Якова) и Елена Яковлевна (дочь брата Якова).
Меж тем многочисленные воспоминания и исследования о Брежневе пестрят разными сведениями о том, где во время войны находились жена и дети будущего главы СССР. Чаще всего говорится, что Викторию Петровну с Галиной и Юрием эвакуировали в Челябинск. Немало биографов местом временного их поселения называют Малую станицу в Алма-Ате.
При этом те годы в жизни самого Брежнева были наполнены не только воинскими реалиями. Уже не секрет, что на фронте он завел, как тогда говорили, ППЖ (полевую походную жену) – фронтовую медсестру Тамару, на которой вроде бы хотел даже жениться.
Известно и то, что Леонид Ильич вместе со своей боевой подругой ездил к эвакуированной официальной семье. По одной версии, он заявил жене: “Вика, я от тебя ухожу”. А та мудро ответила, что не возражает, но попросила самому объяснить все детям. Сын Юра бросился отцу на шею: “Папочка вернулся!”. И Леонид Ильич дрогнул, не смог оставить детей.
По другой версии, он решительно был готов уйти из семьи, но воспротивилась Тамара. Вроде бы у нее был разговор с Викторией Петровной. “Я обещала Виктории не разрушать ее семью”, – якобы сказала потом Тамара.
Как бы ни разнились эти версии, одно остается неизменным: Леонид Ильич точно приезжал к эвакуированной семье. Значит, он в те годы был в маленьком селе под Семипалатинском – в Бородулихе?
На другую брежневскую загадку способны пролить свет документы архивариусов Семея. Все Брежневы оказались в одном списке с еврейскими эвакуированными.Однако национальная принадлежность Леонида Ильича тоже покрыта туманом. Чего только по этому поводу не пишут. Например, что он – украинско-еврейский метис с примесью русской, польской, румынской и цыганской кровей. Неплохо владел польским языком, Сталин называл его молдаванином. В графе “национальность” в одних брежневских документах написано, что он украинец, в других – русский. При этом Брежнев занимал пост первого секретаря Молдавии, а затем – многонационального Казахстана.