Тайны, покрытые дымом

Несмотря на свои скромные по сравнению с другими рынками размеры, “Аян” считается очень успешным примером бизнеса в торговле и одним из самых “закрытых” рынков на барахолке. По рассказам торговцев с соседних базаров, попасть на эти ряды было непросто. И даже в кризисы торговля здесь шла бойко.

Поэтому пожар, который аккуратно, словно по схеме, выжег всю территорию рынка, вызвал в среде торговцев разговоры о том, что все-таки неспроста случилась эта трагедия.

Рынок “Аян” – это не просто торговые ряды, а “мини-логистический центр” – сюда доставляют оптовые партии обуви из Китая, отсюда мелким оптом товар уходит на другие рынки и в другие города. Обороты торговли – колоссальные! Всевозможные ассоциации давно зазывают этот рынок вступить в их ряды, но он до сих пор оставался сам по себе. И несмотря на все проблемы, постоянные разговоры о сносе рынков и о том, что нужно объединяться, демонстрировал абсолютную самостоятельность и уверенность в своих силах.

К слову, именно этот рынок уже сгорал дотла несколько лет назад.

– Тогда, как и сейчас, был уничтожен весь товар, люди понесли огромные убытки, – рассказывает председатель независимого профсоюза по защите малого и среднего бизнеса Елена МОТЬКИНА. – И люди тоже говорили про возможный поджог. Ведь аккурат перед этим было завезено огромное количество товара. Но причиной пожара назвали, кажется, обогреватель в контейнере…

Сегодня основная версия – сварочные работы на соседнем рынке “Олжа”. Эту версию, похоже, поддерживает и администрация рынка “Аян”, ее представители сообщили, что сами видели, как начался пожар. И даже сняли это на видео…

Версия о конкурентной борьбе между рынками тоже зависает в воздухе. По мнению торговцев, за долгие годы ниши уже поделены и у каждого свои кормушка и территория. Хотя, как выяснилось, пожар уже вызвал ажиотаж на соседних рынках, стоимость аренды там резко подскочила.

На соседнем рынке “Керемет”, который торговал в розницу, в основном, закупая товар с оптовых рядов “Аяна”, об убытках говорят в открытую. Здесь проходят сейчас самые шумные собрания, люди требуют возмещения ущерба, отсрочки по выплате кредитов. Самые возмущенные пытались перекрыть дорогу.

Но когда мы дошли до рынка “Аян”, где в местечке, прозванном “ямой”, собрались пострадавшие от пожара, то увидели весьма странную картину.

Торговцы наотрез отказались раскрывать тайну своих убытков. И большинство из них… не требуют возмещения ущерба!

– Я не буду ничего говорить, извините… – сказала одна из женщин, владелица сгоревшего контейнера. – Вам тут никто ничего не скажет, не теряйте время.

Многие прямо на наших глазах писали официальные заявления о том, что не имеют претензий к администрации рынка и пожарным службам города.

– Нам сказали, что если мы напишем эти бумаги, то нам разрешат вернуться на наши места. Мы готовы взять убытки на себя, сами контейнеры восстановим, – говорят они.

Похоже, что информация о том, сколько же миллиардов сгорело в огне, так и останется тайной, покрытой дымом.

Вскоре мы узнали, почему хозяева самых крупных контейнеров, которые понесли самые большие убытки, демонстрируют такое спокойствие.

– В основном торговцы с этого рынка работают по консигнации с Китаем. У них отработанные годами связи, они завозят товар, не вкладывая свои средства, продают его и отправляют деньги в Поднебесную, – говорит Елена Мотькина. – Я слышала, что в Интернете уже прошла информация, что китайцы готовы взять убытки этого пожара на себя. Для них главное, чтобы сейчас остался этот базар.

Для такого уровня бизнеса подобный форс-мажор не смертелен, китайские миллиардеры не хотят терять такую “кормушку”. Посему никто не бьет в набат. Лишь единицы – те, кто работал на свои собственные средства, грозили устроить митинги, голодовки, но и с ними решат вопрос. Администрация рынка уверяет, что в их “семье”, так они называют торговцев своего базара, царит полное взаимопонимание.

Основной вопрос – продолжит ли базар свою работу? И здесь появляются самые “горячие” подробности случившейся трагедии.

Власти уже давно говорят о том, что надо переносить барахолку. В этом году взялись за так называемые “красные линии” – многие рынки стоят вплотную к дороге, а это незаконно. Известно, что на соседних рынках уже отодвинули ряды. Администрация рынка “Аян” не сделала этого. Двигаться-то особо некуда. Рынок занимает всего 1 гектар, как сообщил представитель администрации, всего 176 контейнеров, три ряда торгующих. И два из этих трех рядов стоят именно на “красной линии”. То есть, даже если пойдет речь о восстановлении базара, вряд ли власти разрешат поставить ряды в запретной зоне.

Уже давно по базару шли разговоры о том, что якобы на месте этого рынка собираются строить торговый центр. Дескать, даже извещение о сносе приходило. Но представитель администрации “Аяна” опроверг эту информацию – никаких, мол, извещений не было. Базаркомы уверяют торговцев, что будут восстанавливать рынок, мол, в акимате уже идут переговоры.

Правда, чиновники из акимата официально озвучили совсем другую информацию: все пострадавшие торговцы будут размещены в торговых центрах.