Тайны плато Ассы

На молодежном саммите в поддержку программы “Рухани жангыру”, который недавно прошел в Алматы, нам удалось попасть на выступление казахстанского археолога, старшего научного сотрудника Института археологии им. Маргулана Александра ГОРЯЧЕВА.

Горячев много лет занимается высокогорными исследованиями археологических памятников ущелья Тургень (самое протяженное ущелье Заилийского Алатау) и плато Ассы.

– Они исследуются нами с 1996 года. Совершенно точно известно, что уже 4 000 лет назад люди освоили высокогорную зону Заилийского Алатау. Эти данные мы получили из трех разных лабораторий: российской, польской и немецкой, и результаты их совпадают.

На сегодняшний день я могу сказать, что плато Ассы – это один из наиболее обжитых регионов Семиречья в целом, там обнаружено свыше 150 археологических памятников, большинство из которых представляют могильники раннего железного века.

Но освоено плато было еще в эпоху бронзы. Зафиксировано четыре крупных поселения бронзового века и около 20 – раннего железного века. Казахстанский археолог раскрыл тайны древней долины

На выходе из ущелья Тургень мы также можем наблюдать уникальную картину – серию наиболее крупных в Заилийском Алатау курганов раннего железного века, самые большие из которых достигали 200 метров в диаметре. Например, Иссыкский курган (где был найден знаменитый “Золотой человек”) был на порядок ниже.

По словам археолога, именно верховья ущелья Тургень были наиболее плотно заселены в ту эпоху. Кстати, там были обнаружены бляшка с орнаментом в виде шанырака, которой 3 500–3 600 лет, захоронения людей эпохи бронзы по протозороастрийскому обряду и уникальное произведение косторезного искусства – тургенская костяная пластина.

Печи для кремации и сосуды для праха

– В этом сезоне нами раскопано жилище андроновского времени, – рассказывает археолог. – В центре – очаг, и очень интересная деталь: пол центрального помещения был полностью выложен красным гранитом. Но к нашему времени он уже превратился в песок. К нему примыкали жилые помещения. К детской комнате от очага через каны (воздуховодные каналы) проложен подогрев пола. Поверх этого строения, когда оно рухнуло, было устроено жилище позднебронзового века, но оно уже занимало только часть прежнего пространства. Если предыдущее было 10 х 10 метров, то это “всего” 6 на 8 метров. Рядом – небольшой загон для скота, который фиксировался каменной кладкой.

Вещевой материал из этого жилища представляет набор инструментов от костяных коньковых до каменных и керамических, необходимых для обработки кожи.

Рядом с жилыми строениями обнаружен храмовый комплекс, но, в отличие от жилища, отсутствие опорных столбов дает основание считать, что центральное помещение внутри этого храма было открытым, то есть не имело крыши.

В алтарной части храма – стандартный классический очаг андроновского времени, а перед ним найдено необычное захоронение козленка, разрубленного пополам. Причем, как представили нам палеозоологи, правая сторона этой туши принадлежала козленку, а левая – козочке. Это жертвоприношение символизировало дуализм женского и мужского начала, связанный с культом огня.

За пределами храма была найдены целая сеть печей, наиболее крупная диаметром 3 метра и глубиной 2,5 метра содержала исключительно останки кремированных костей человека. То есть это древний крематорий, где происходил процесс сжигания умерших, после чего их останки относили за 1,5 километра и хоронили на кладбище, – продолжает Александр Анатольевич.

Археологами были найдены и три захоронения с останками людей в керамической посуде.

Причем посуда была плотно запечатана, а в каждом сосуде – только парные захоронения: мужчины и женщины. Это характерно для традиций кремации, которую специалисты связывают с зарождением новой религиозной системы – зороастризма.

Судьба военного трофея

– Собственно говоря, между конструкциями полуземлянок поздней бронзы и жилищами раннего железного века особой разницы нет, – поясняет археолог. – Жилище древнего усуньского времени интересно тем, что у него были длинные коридорообразные помещения с отсеками для хранения продуктов и рабочих инструментов. Такие же помещения известны в древней культуре Южного Приаралья и долины Сырдарьи. То есть мы находим свидетельства тесных связей не только с Центральным Казахстаном, но и с долиной реки Сырдарьи, что говорит о возникновении на всей территории Казахстана общих культурных традиций уже в древности. Внутри этого жилища и была обнаружена тургенская костяная пластина с уникальным сюжетом!

На пластине изображены восседающий в позе по-восточному правитель на высокой повозке, два сановника и человек в воинских доспехах. Они приветствуют воина, который преподносит правителю отрубленную голову врага…

– Жилище и сама пластина относятся к I–II веку. Но это предмет кангюйского искусства, который оказался в центре государства усуней! Как он мог сюда попасть? Скорее всего, это мог быть военный трофей. Свидетельством боевых действий между усунями и кангюями в это время является обнаруженное рядом захоронение воина, разрубленного наискось длинным кангюйским мечом.

Стационарное проживание усуней в горной зоне Заилийского Алатау привело к формированию здесь крупных могильников, где отмечаются не известные науке погребальные традиции.

– В одной из могил, – отметил археолог, – первоначально была захоронена женщина, видимо, знатного рода, со служанкой. Через какое-то время туда же похоронили мужчину уже преклонного возраста. Мы предположили, что, вероятно, он приходился женщине близким родственником или мужем, пожелавшим быть погребенным рядом с ней. Подобные случаи в этом могильнике – вполне в норме. Обнаружено несколько курганов, где первичные захоронения сдвигали к стенке, а нового покойника клали на дно могилы. Такие эпизоды связаны уже с сильно разновременными захоронениями, к примеру, первичная могила сооружалась в усуньское время, а вторичная – в раннем средневековье. Ботай – история через тысячелетия

Еще одна немаловажная деталь встречается в этих курганах, которую мы наверняка потом обнаружим в других местах. Обычно с южной стороны фиксируются черепа коней, от них начинается каменная кладка, то есть крепида кургана, но она идет не вкруговую, а заворачивается спиралевидно, и на ее конце – могильная яма. Таких курганов два, они представляют некую зооморфную модель фантастического существа – посредника между миром живых и мертвых. Думаю, дальнейшие исследования помогут ответить на многие вопросы.

Следы коневодства

Археологические открытия в верховьях ущелья Тургень и на плато Ассы представляют нам не только уникальные артефакты древней истории, но и позволяют проследить хозяйственно-культурные и религиозные традиции древнего населения региона на протяжении трех тысячелетий.

По словам Александра Горячева, там же были обнаружены мужские и женские стремена.

– Они были найдены с северной и южной стороны насыпи кургана, у самого основания. По технологии они хорошо соотносятся с вещами и предметами X века нашей эры. В раннем железном веке аналогий таким предметам я не нашел. Но во втором усуньском кургане была найдена еще одна такая же пара стремян и точно так же под каменной насыпью кургана. Считать, что в раннем средневековье люди специально вскрывали курганы, чтобы положить туда отдельное стремя, нам показалось неразумным, это дает основание полагать, что стремена этой формы могли создаваться уже в раннем железном веке древними усунями. Это указывает на развитие коневодства у усуней как минимум с III–I вв. до нашей эры.

АЛМАТЫ