Тайны медных гор

Стране было бы выгодно делать из этого металла сплавы, из сплавов – детали, из деталей – все, что востребовано.

Но… выгодно ли это “Казахмысу”?

Заводы и рудники “Казахмыса” дают работу десяткам тысяч жителей Карагандинской, Восточно-Казахстанской и других областей республики. С 2004 по 2008 год компания выплатила в бюджет более двух миллиардов долларов налогов. Кроме того, корпорация содержит “социалку” многих городов и поселков, где живут ее рабочие.

“Внутренних проблем” у такой компании просто не должно быть – все ее сложности тут же превратятся в проблемы государственные.

Хотя, может быть, суть долгосрочной стратегии медного гиганта в том и состоит, чтобы оставить надвигающиеся проблемы государству, а вот будущие прибыли из Казахстана по возможности вывести?

Проблемы с рудой

Долгие годы компания нещадно эксплуатировала месторождения, открытые еще в советское время. В 2000-х старые запасы начали иссякать. В результате с 2004 по 2008 год “Казахмыс” сократил производство меди из собственного сырья на 15,3 процента. Если ситуация с обеспечением рудой не изменится, то, по оценке экспертов РГП “Национальный центр по комплексной переработке минерального сырья РК” (РГП НЦ КПМС), уже через десять лет производство меди в стране упадет на треть, а к 2030 году залежи будут выработаны полностью. Кроме того, в последние годы “Казахмыс” проиграл два тендера на крупнейшие месторождения меди – Удокан в России и Айбак в Афганистане. Казалось бы, во что же еще вкладываться в такой ситуации, как не в новые рудники?

Но тут загвоздка – содержание меди в руде тех месторождений, которые собираются разрабатывать в ближайщие годы (Бозшакуль, Актогай) намного ниже, чем в источившихся рудниках Жезказгана. Это значит, что расходы вырастут, а прибыль уменьшится.

Пора менять… все

Не секрет, что в 1990-е на площадках “Казахмыса” вообще ничего не обновлялось – время было такое. Но потом дела пошли на лад: несколько лет подряд медная корпорация получала миллиарды долларов чистой прибыли. Только в 2002–2005 годах в производство было вложено более 780 миллионов долларов. Но этого оказалось недостаточно: сегодня все производственные фонды, по данным самой компании, изношены на 40–60 процентов. Это значит, что половину оборудования, техники, инфраструктуры рудников и фабрик надо менять прямо сейчас.

Герои вчерашних дней

Новые миллионы тонн руды “Казахмысу” придется перерабатывать на старых заводах, по технологиям, разработанным полвека назад, – других просто нет. Если конечный продукт – металл, то металлургические заводы надо тоже начинать строить или перестраивать сейчас. Деньги на это есть – не так давно компания вложилась в добычу золота, нефти, купила самую крупную в стране электростанцию. Но о новых проектах “Казахмыса” в Казахстане, связанных с выпуском металла высшего качества или изделий из него, пока ничего не слышно.

Дело не только в отработавших свой век механизмах. Гораздо быстрее стареют технологии переработки, и тут уже обычный ремонт не поможет. На выплавку тонны меди, например, в Казахстане тратится в два раза больше энергоресурсов, чем в США. В нашей цветной металлургии трое рабочих производят столько же продукции, сколько один металлург-американец.

Пока что отечественным компаниям помогают выживать наши относительно дешевая энергия и рабочая сила, а также возможность почти не платить за загрязнение окружающей среды. Но все меняется: газ и электричество дорожают, доставшееся “даром” оборудование ветшает. Да и люди больше не хотят работать за гроши.

Металлы на свалку

Эксперты РГП НЦ КПМС отмечают: от технологий, по которым выплавляют медь в нашей стране, в других странах уже отказываются. На мировом рынке вырываются вперед компании, применяющие более современные методы выделения металла из руды с использованием кислоты или бактерий, что позволяет получать высококачественную медь с гораздо меньшими затратами. Так делают Чили, США и еще 12 стран, кое-кто из них уже производит таким способом треть всей своей меди. Казахстана в этом списке нет.

Старые методы обработки не позволяют добывать из руды значительную часть полезных металлов. По оценке специалистов, до 60 процентов всех ценных элементов при переработке на фабриках “Казахмыса” идет в отвалы. Ежегодно в стране плавильные фабрики выбрасывают в атмосферу столько окиси серы, что из нее можно было бы произвести серной кислоты на 200 миллионов долларов. Правда, чтобы все это добыть, опять же требуются новое оборудование и технологии.

Цитата Из “Отчета по результатам аналитического исследования для разработки “Мастер-плана развития цветной металлургии РК на период 2010–2014 годы”, подготовленного РГП “Национальный центр комплексной переработки минерального сырья РК” Министерства индустрии и торговли РК:

Казахстанские компании не вкладывают значительных средств в модернизацию основных фондов для перехода к следующим переделам и повышению конкурентоспособности… Сегодня по техническому уровню, автоматизации и механизации, комплексности и глубине переработки сырья, экологическим показателям и энергоемкости металлургические производства Казахстана заметно отстают от передовых производств за рубежом.

Основные причины – использование изношенного оборудования и устаревших технологий, низкий уровень механизации и автоматизации процессов.

Китайский интерес

В конце прошлого года “Казахмыс” и “Самрук-Казына” договорились с Китайским банком развития о кредите для медного гиганта на сумму в 2,7 миллиарда долларов. Как известно, 15 процентов акций “Казахмыса” принадлежит государству в лице “Самрука”, так что кредиторы получили гарантии возврата своих денег на самом высоком уровне. Интересно, что, по условиям договора, кредит “Казахмыс” ничем из своего имущества не обеспечивает. То есть в случае чего отвечать по долгу будет страна, а не компания.

– Не совсем понятно, почему государство передало “китайский” кредит именно “Казахмысу”, – говорит Алма ОМАРОВА, эксперт исследовательской компании Zertteu DC Group. – Этой корпорации охотно одалживают деньги за рубежом и без государственных гарантий. Такой выгодный вариант финансирования можно было бы направить на предприятия, которым закрыт доступ к кредитованию. Возможно, этого не произошло потому, что Китаю интересен именно наш сырьевой сектор, и под другие проекты он бы денег просто не дал.

Как обычно, текст очередного важного соглашения с восточным соседом нигде не публиковался, а его детали широкой публике неизвестны. Но и без этого ясно, что китайцы заключили сделку, выгодную для них во всех отношениях. “Казахмыс” объявил, что большую часть денег –

2,1 миллиарда – компания потратит на разработку месторождений Бозшакуль и Бозымчак, еще 200 миллионов будет вложено в действующие рудники. Другими словами, огромные деньги (в “удачном” 2008 году весь “Казахмыс” заработал меньше) будут потрачены не на обновление заводов и не на создание новых переделов. Эти деньги вложат в добычу сырья, которое в будущем будет поставлено… правильно, в основном в Китай.

Возможно, в будущем большой пакет акций медной компании будет просто продан Китаю – в счет долга?

Провести регистрацию наших металлов на бирже в Лондоне Президент страны поручил еще в 2000 году, но это указание

до сих пор не выполнено

Бизнес без границ?

Сегодня на предприятиях корпорации трудится более 67 тысяч человек. Государству нужна социальная стабильность, и поэтому остановить убыточную фабрику довольно трудно. Тем не менее еще в 2003 году был закрыт Иртышский медеплавильный завод. В марте прошлого года компания “временно приостановила” убыточный Балхашский цинковый завод. Это было самое современное производство “Казахмыса”, его строительство обошлось в 120 миллионов долларов. Официальная церемония запуска завода состоялась в октябре 2003 года с участием главы государства. Заявленная проектная мощность – 100 тысяч тонн металлического цинка в год, однако на нее завод так и не вышел…

29 января в своем Послании Президент Нурсултан Назарбаев еще раз отметил, что Казахстан может и должен учиться перерабатывать свое сырье сам.

Но, несмотря на многолетние призывы и программы правительства, почти вся продукция нашей цветной металлургии по-прежнему идет за рубеж в виде концентратов и слитков. За границу уходят 95 процентов всей произведенной меди, 77 процентов свинца, 82 процента цинка. Обратно в страну везут сплавы, лигатуру, трубки, листы, плиты и другие относительно несложные в изготовлении металлические изделия.

“Казахмыс” все же решил заработать на дальнейших переделах своей продукции и в 2004 году купил целый завод металлоизделий (тысяча рабочих) в… Германии. Завод этот выпускает продукции на полтора миллиарда долларов в год (вся эта сумма записывается в себестоимость), но прибыли не приносит. Странно, не правда ли? Налоги с завода пополняют немецкую казну. Ничего личного – только бизнес…

Иван ВОЙЦЕХОВСКИЙ

bessaz@list.ru