Тайны легендарной дивизии

Вот уже несколько десятилетий историки выясняют подробности подвига 28 героев-панфиловцев. Мы знаем о нем лишь то, что написано в учебниках. Но, оказывается, в официальной истории этой дивизии много запутанного, утверждает наш эксперт, казахстанский историк-исследователь Юрий Прохоров.

Их было больше!

Мы вместе с нашим экспертом решили отправиться в парк имени 28 гвардейцев-панфиловцев, чтобы здесь, у самого известного памятника, разобраться в их истории. Проходим к аллее героев-гвардейцев. Впрочем, как говорит наш эксперт Юрий Прохоров, тогда они еще не были гвардейцами, а просто бойцами.

– Что мы знаем со школьной скамьи? Что 28 плохо вооруженных панфиловцев 16 ноября 1941 года у разъезда Дубосеково под Москвой вступили в бой с 50 немецкими танками, подбили 18 из них, погибли на поле боя, но не пропустили врага к Москве… Но почти все здесь неправда, – начинает свой рассказ Прохоров.

Перед нами монументы памяти лишь 28 солдатам, но героев было намного больше.

– В действительности в этом бою отличилась вся 4-я рота, в которой перед началом боя насчитывалось 130–140 человек. А 50 танков наступали на весь полк, а не на 28 человек, – утверждает историк.

В парке щебечут птицы, греет солнышко, а мы мысленно переносимся в тот страшный день. На наших часах – 14.00 – именно в этот час 4-я рота приняла бой, он продолжался всего 40–45 минут, бойцы подбили 6 танков, за это время погибло больше сотни солдат. Из 4-й роты выжили всего 20–25 человек…

– Немцы прорвались, после этого боя был снят с должности командир полка Капров, – поясняет историк. – Но все эти люди – герои!

Почему же мы говорим только о 28 участниках знаменитого сражения?

Кто неправильно посчитал героев?

Вместе с инспектором охраны парка Максимом Тимофеевым мы считаем мемориальные тумбы.

– Здесь все верно, как сказано – 28, так и есть, – поясняет инспектор.

– Перепутано все было изначально, через несколько дней после сражения, – поясняет Прохоров. – Откуда появилось это число – 28? Военный корреспондент не был на поле боя, написал о сражении со слов комиссара Панфиловской дивизии Егорова. Ему не была известна точная численность роты, из рассказов он решил, что могло быть 30 человек. Потом услышал о двух предателях, минусовал их, и в результате получилось число 28. Публикацией заинтересовался сам Сталин, и была поставлена задача – установить пофамильно этих 28 героев.

Одним из первых в список попал Иван Натаров. Мы остановились около мемориальной доски с его именем.

– С этой тумбой у нас были проблемы, – говорит инспектор. – Вандалы оторвали доску, разбили ее, а на ее место нанесли краской фашистский знак. Теперь это место – под особой охраной…

Похоронили заживо

Легендарным бойцам было посмертно присвоено звание Героя Советского Союза. Мы внимательно осматриваем тумбы: где-то указаны даты смерти – 41-й год, а где-то – нет.

– Они погибли не все! – говорит историк. – Семь человек выжили, но почему на наших мемориальных таблицах не исправлена эта ошибка.

Натаров умер не на поле боя, а в госпитале. Его и Васильева нашли местные жители и доставили в медсанбат. Еще двое – Шадрин и Тимофеев – попали в плен к фашистам, Шемякин тоже выжил, он дополз до леса с поля боя, где его подобрали свои.

Все выжившие прошли застенки НКВД. Воскресших героев объявили врагами. И лишь после разоблачения культа Сталина, в 1956 году, они получили свои звезды Героев.

– То, что не все панфиловцы погибли, давно доказано, но почему-то никто не спешит исправить сведения на монументах, и это вводит людей в заблуждение, – возмущается историк.

Это не единственная путаница в истории панфиловцев.

Где верный список?

Существует несколько списков героев-панфиловцев. Один из них запечатлен в аллее парка, но он не соответствует списку, представленному в Указе Президиума Верховного Совета СССР. У историка копия этого документа на руках. Мы начинаем сверять данные.

В списках разнится не только состав бойцов, но и написание фамилий, имен.

Ивана Натарова, например, на мемориальной аллее парка записали Григорием…

Под номером 6 в списке Указа Президиума Верховного Совета СССР стоит сержант Иван Добробабин. Но на Аллее Славы героям-панфиловцам в алматинском парке тумбы с его именем нет.

Зато стоит тумба с именем Петра Вихрева, которого нет в Указе.

– Произошла подмена, – говорит Прохоров. – Как появился Вихрев среди 28 панфиловцев? Вихрев был политруком другой роты, принимал бой в другом месте. Когда его окружили немцы, он, чтобы не попасть в плен, застрелился. Он тоже получил звание Героя, но только в 1943 году!

Почему же в нашем парке нет Добробабина? Это очень запутанная история. И правда в ней не найдена до сих пор. Добробабин предстает то героем, то предателем. А ведь по некоторым данным именно Добробабин брал на себя командование во время боя! Еще до появления на позициях легендарного Клочкова.

– На самом деле настоящая фамилия этого бойца Добробаба, а не Добробабин. Уже после войны он часто выступал в прессе, даже пытался затмить Клочкова. Но были и другие факты: каким-то образом он переметнулся на сторону врага, работал полицаем и даже был начальником полиции в оккупированной немцами деревне в Украине. Когда немцы отступали, он вырвался к своим и уже на нашей стороне воевал храбро до конца войны и даже был награжден орденом Славы III степени. Его личностью сильно интересовались органы НКВД. Прокуратура два раза вела следствие. Летом 1948 года его осудили как предателя, дали 25 лет тюрьмы. Но как панфиловцу сократили срок до 15. Отсидел Добробабин 7 лет, в 1955 году освободился, но его лишили всех наград. С 60-х годов о нем вообще запретили упоминать. В 1988 году он обратился в прокуратуру, чтобы было проведено дополнительное расследование. Он настаивал на реабилитации. Но ему отказали.

До сих пор не умолкают споры о том, кем же считать панфиловца Добробабина – героем или предателем. Возможно, именно поэтому наши власти предпочли забыть об этом человеке.

Герою вернули имя

Мы продолжаем изучать мемориальные тумбы в парке. И останавливаемся около тумбы с именем героя Кожабергенова Даниила.

– Все-таки исправили, молодцы, – говорит Прохоров и протягивает мне копию списка из Указа. – Найдите здесь этого бойца!

Под номером 13 стоит похожая фамилия, но с ошибкой, а вот имя совсем другое – Аскар.

– Это еще одна путаница. Именно Даниил был связным в легендарной роте. Во время сражения он был контужен и попал в плен. Сумел бежать к своим. Ему показали список героев, который был опубликован 22 января 1942 года. И он сразу же дал о себе знать. Но вместо радостной встречи героя… арестовали. Даниила посадили в Таганскую тюрьму и заставили написать признание в том, что он самозванец. Под дулом пистолета Даниил подписал бумагу. После всех испытаний он вернулся в Алматы и умер здесь, так и не дождавшись реабилитации.

Но из списка так просто вычеркнуть героя было нельзя. В наградном листе исправили имя и вместо него вписали однофамильца Аскара, это был рядовой солдат, который прибыл на фронт только в 1942 году, то есть его просто не могло быть в момент легендарного сражения, которое состоялось на год раньше! Сам Аскар, кстати, даже не знал об этом, его отправили в Монголию, где он бесследно исчез.

– В парке были разные версии подписания мемориальной тумбы, – говорит Прохоров, – то Алиаскар писали, то без имени вообще ставили доску, а теперь все верно – Даниил. Он не дожил до этого момента, но пусть он будет реабилитирован в памяти людей…

Александра МЫСКИНА, Тахир САСЫКОВ (фото)