Тайны купеческих кладов

и новыми подробностями.

И в каждом поколении находятся свои остапы бендеры. С той лишь разницей, что в Павлодаре они охотятся не за стульями, а за… домами.

Говорят, имеется даже карта кладов, составленная местным кладоискателем еще в первой половине прошлого века. Но пока ее не могут найти.

По слухам, старые павлодарские дома хранят не только тайны из жизни своих обитателей, но и тайники со шкатулками, полными бриллиантов, или кувшинами золотых монет. И слухи эти не беспочвенны – на памяти знаменитого местного краеведа Эрнеста Соколкина три найденных клада.

Первый был обнаружен в доме известного купца Владимира Сорокина в 1923–1924 годах. Дело было так. После революции в купеческом доме располагалась государственная контора. У новых хозяев еще были свежи воспоминания о прежнем домовладельце, занимавшемся торговлей скота, шерсти и шкур, а потому человеке денежном. Куда делся после семнадцатого года купец Сорокин, никто не знает. А дом его известен был всем. Известно было и то, что впопыхах купец не успел забрать с собой все нажитое. Что-то уж точно припрятал в надежде на поворот истории вспять. Так что местная молодежь решила непременно найти спрятанное от пролетариата добро. Насмотревшись, как это делали сотрудники НКВД, обитатели дома начали простукивать стены. И настучали. В стене оказался тайник, а в нем – золотые монеты!

Естественно, в тот период ни о каких процентах в пользу нашедшего клад говорить не приходилось. Так что деньги отошли государству, на поддержку мировой революции.

Второй раз клад все в том же доме купца Сорокина был обнаружен уже в 1944 году. В то время в одном здании одновременно находились краеведческий музей и музыкальное училище. Когда училище переехало, тогдашний директор музея, известный фотограф Дмитрий Багаев, взялся за ремонт. Первым делом решили избавиться от одной из печей. Пригласили специалистов. Они-то и обнаружили в печи кувшин с золотыми монетами.

Печники про клад умолчали. Спустя некоторое время эта история всплыла на поверхность, но мастеров и след простыл. Вместе с кладом.

В начале 90-х на островке реки Усолка местный кладоискатель Матвеев при помощи собственноручно сделанного аппарата по поиску кладов нашел-таки тайник с золотыми монетами и драгоценностями. Надо сказать, что он давно грезил о зарытых кладах сбежавших или расстрелянных купцов. И для наибольшего успеха поисков он смастерил аппарат собственной конструкции, напоминающий компас, который реагировал только на цветные металлы. С этим аппаратом он облазил ни один старый павлодарский дом, составляя свою карту кладов. Кстати, обследовал он и небезызвестный дом Сорокина. По прогнозам кладоискателя, не все богатства купца еще найдены.

Но все эти истории не идут ни в какое сравнение с другой, полной настоящих тайн. Во дворе одного из старых домов, некогда принадлежащих татарскому купцу Вахатову, есть подземные ходы. Кто-то говорит, что это всего-навсего “ледники”, где купец хранил мясо. Другие поговаривают о больших подземных ходах, которые ведут к настоящим сокровищам. Говорят, этой полумистической легендой интересовались даже “компетентные органы”. Нашли ли они подтверждение легенде или нет? Это пока тоже остается тайной.

Наталья ИЛЬИНА, Павлодар