В Алматы в Центральном государственном музее открылась выставка “Дала әуенінің ізімен”, посвященная 150-летию со дня рождения известного поляка.
Отцом казахской песни называют Александра Викторовича.
В народе ходили легенды о человеке, который “с голоса делает какие-то пометки на бумаге, а потом точь-в-точь воспроизводит то, что только что услышал”.
Благодаря ему в Казахстане началась нотная фиксация богатого песенного и инструментального музыкального наследия.
– Всего он собрал более 2 300 песен, кюев. Говорят, его коллекции до сих пор нет равных! – сказал на открытии выставки руководитель генерального консульства Польши в Алматы Михал БОГДАНОВИЧ.
Разобраться в тонкостях текстов помогали друзья
Родился Затаевич в Орловской губернии России в семье польского ссыльного. С 12 лет начал серьезно играть на фортепиано. Свои первые 14 пьес отправил молодому, но уже известному тогда музыканту Сергею Рахманинову. Тот показал их знаменитому критику Петру Юргенсону. Он, посмотрев материал, посоветовал Затаевичу серьезно заняться исследованием музыки.
Больше десяти лет Александр Викторович прожил в Варшаве, работал музыкальным критиком, был связан с местной консерваторией.
Потом отметился в Москве, а в 1920 году перебрался в Оренбург. Подробности всех переездов, увы, неизвестны. Здесь он быстро завел друзей, каждый день расширял круг общения.
– Казахский народ не мог жить без песен, напевов. Свою душу выражает песней, и она была везде! Александр Затаевич быстро проникся этой культурой, а вскоре казахский фольклор стал частью его жизни, – рассказывает руководитель отдела по хранению фондов ЦГМ РК Маржан ЖУНУСОВА. – Домбра его покорила, стала одним из любимых инструментов. Хотя ему было сложно переносить на ноты звуки кобыза, домбры. Он постоянно ездил по степи и записывал всё! Как общался в аулах с казахами, которые не понимали русский язык?
У него было большое количество корреспондентов, среди них – Каныш Сатпаев, Сакен Сейфуллин, Алибек Джангильдин, Ильяс Джансугуров. Они помогали составить комментарии к песням и напевам, понять суть той или иной мелодии, узнать ее историю.
Как только появлялась возможность, фольклорист сразу воспроизводил мелодию на фортепиано. А через несколько лет он уже хорошо понимал и казахский язык.
“Народ с ним последним делился”
Декан факультета музыкознания, арт-менеджмента и социально-гуманитарных дисциплин Казахской национальной консерватории им. Курмангазы Гульмира МУСАГУЛОВА говорит, что рассказывать об этом уникальном человеке можно часами: Казахская домбра - инструмент не только музыки, но и дружбы между народами
– Александр Викторович ходил за исполнителями буквально по пятам, просил показать мелодии, а сам быстро записывал ноты. Очевидцы рассказывали: он старался схватить всё с первого раза, чтобы не мучить человека. Иногда даже вносил в мотив свои коррективы. Есть такие факты, что информаторы ему высказывали за это, обижались на него. А Затаевич не соглашался и вносил свою новаторскую трактовку.
Он был так поглощен культурой казахского народа, что рисковал своим здоровьем. Переболел тифом, и это сократило его жизнь – музыкант скончался в 61 год. Всего он более 11 лет бродил по степям, голодный, холодный – время было тяжелое.
К счастью, наша степь – гостеприимная, и народ с ним последним делился. Ночевал в юртах, жил по нескольку месяцев в одном ауле. Тогда проходили состязания акынов. Пения длились днями, неделями, а то и месяцами. Один певец мог исполнять разные жанры – свадебный, бытовой, детский фольклор. И всё это до нас донес Александр Викторович.
Фамилии репрессированных помощников удалось сохранить
На выставке представлены фотографии, где фольклорист запечатлен в момент записи им казахских песен и кюев, статьи, сборники, книги, комментарии и нотные записи степных мелодий из личной коллекции музыканта-этнографа. Есть здесь книга “А. Затаевич” (1958 года издания), письмо его дочери Ольги Александровны к Ахмету Жубанову (1947 г.). А также опубликованная в “Вестнике АН КазССР” статья академика Ахмета Жубанова “А. В. Затаевич – қазақ халқының ән-күйінің бірінші жыйнаушысы”.
Самый редкий и бесценный экспонат, который музейные хранители листают только в специальных перчатках, – сборники А. Затаевича “1 000 песен киргизского народа (напевы и мелодии)” (1925 г.) и “500 казахских песен и кюйев (напевы и инструментальные пьесы)” (1931 г.). Эти две книги с комментариями, примечаниями фольклориста. Они и сегодня составляют основу многих музыкальных произведений, подчеркнули музыковеды.
О первом раритете написал Максим Горький, что это “богатый материал для Моцартов, Бетховенов, Шопенов, Мусоргских будущего”
– Выпустить эти сборники, когда вокруг разруха, голод, было очень сложно, – продолжает Маржан Жунусова. – Во-первых, дорого. Во-вторых, публикация любого издания должна была пройти комиссию. Нужно было собрать отзывы. В витрине представлены отзывы музыкальных критиков – Ипполита Иванова и профессора Богуславского. В сборниках фольклорист указал перечень своих корреспондентов, которые ему помогали. Там значатся имена репрессированных Ильяса Джансугурова, Сакена Сейфуллина… При издании упоминания о них пытались исключить. Но Затаевич отстоял и сохранил их имена!
Как он это сделал, остается загадкой. Говорят, фольклорист был очень тактичным, доброжелательным человеком. Возможно, его любовь к музыке растопила суровые сердца сотрудников Наркомпроса.
Да, за кадром остался еще один том, который Александр Затаевич не успел выпустить, – уникальные музыкальные произведения народов, населявших в 20–30-е годы Казахстан. В центральной библиотеке Алматы хранится рукопись.
К коллекции Затаевича обращались многие композиторы, как его современники, так и более позднего времени – автор первых девяти казахских опер, народный артист Казахстана Евгений Брусиловский, знаменитый Сергей Прокофьев. Именно по рекомендации Александра Викторовича для участия в этнографическом концерте в Париж отправили Амре Кашаубаева. Он вернулся на родину с дипломом и своим участием прославил песенное искусство казахского народа.
…Этнограф и фольклорист Затаевич похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище. Его могила соседствует с могилой Антона Чехова. Ее украшает памятник из белого мрамора с бюстом, установленным от имени казахского народа. На цоколе видна фигура казаха, играющего на домбре.
Фото Тахира САСЫКОВА