“Знал Байзак, что кокандцам никакими угрозами и никакими пытками не сломить его. Знал, что за его непреклонную преданность своему народу и родной земле уготована ему погибель. Но не знал батыр Байзак, какую страшную казнь придумал для него Худояр-хан. На возвышенности у крепостной стены была установлена пушка, к дулу которой привязали Байзака. Выстрел был сделан на восток, в сторону Аулие-Аты”… Так описывает ужасную смерть Байзак батыра автор книги “Белые гуси Дикого поля, или Тайны запредельного мира” Амантай АЙЗАХМЕТОВ.
Историки-исследователи упоминают в своих научных трудах Байзак батыра как сподвижника султана Кенесары Касымова, но его образ требует, несомненно, отдельного изучения и повествования. Байзак датка (Байзак Мамбетулы) родился в 1789 году в окрестностях нынешнего города Тараза, погиб в 1864 году в Чимкенте. Он был одним из восьми сыновей другого знаменитого казахского батыра – Мамбета. У самого Байзака было 17 сыновей, один из них – Акмолда – впоследствии тоже стал батыром.
Вместе с братом Байтереком в 1821 году Байзак принял участие в восстании под руководством султана Рустема Асфендиярулы. Авторитет батыра позволил ему стать датка (главой) племени дулат. В 1858 году Байзак возглавил восстание казахов и киргизов против Кокандского ханства. В 1860-м со своим отрядом участвовал в Узун-Агачской битве против войск царского генерала Колпаковского. Байзака также называют организатором перехода к оседлости населения Аулие-Аты (ныне Тараз). Он и его сыновья прославились построенными для орошения каналами в окрестностях города Аулие-Ата, которые и ныне служат людям. Исследователи говорят, что были проложены оросительные каналы общей длиной 160 километров.
Во второй половине XIX века одна часть казахской степи была охвачена освободительной борьбой под руководством хана Кенесары против царской России, другая находилась под жестоким гнетом Кокандского ханства. Именно в это время прославились казахские батыры Сыпатай, Жаугаш, Рустем, Байзак датка…
Кокандское ханство, образованное в Ферганской долине, достигло в то время наибольшей политической мощи. В состав государства тогда входили Ташкент, Ходжент, Каратегин, Дарваз, Куляб-Алай. Кокандские крепости были построены в Пишпеке (ныне Бишкек), Ак-Мечети (Кызылорда), Чимкенте и Аулие-Ате (Тараз). Для степных народов, попавших под влияние могучего ханства, наступили тяжелые времена. Казахские и киргизские земли были обложены непосильной данью.
Напомним, что ранее Байзак был в числе тех, кто поднял знамя освободительной борьбы против кокандцев, возглавляемой султаном Рустемом Асфандиярулы. Но битва с более сильным противником оказалась проигранной. Восстание было жестоко подавлено. Чтобы сохранить власть, кокандский хан назначил авторитетного Байзака датка административным представителем в степи. Видимо, рассчитывал на покладистость казахского батыра, который должен был усмирить свой народ. Но вопреки всему Байзак стремился проводить независимую политику. Особенно его возмущало положение с данью, которое с течением времени ужесточалось. Положенный зекет людям необходимо было платить в любом случае. Если не было чем расплачиваться, в качестве платы забирали жен или дочерей.
Байзак вновь поднялся против кокандцев. Отказавшись платить дань, он навлек на себя гнев Худояр-хана. Тот послал в Аулие-Ату карательные отряды, чтобы усмирить непокорный народ. Но кокандцы встретили упорное сопротивление и вынуждены были отступить.
После этого завоеватели пошли на хитрость. Они наказали собирателей дани за злоупотребления, отозвали войска, уменьшили дань, а Байзака кокандский хан пригласил к себе в знак примирения и дружбы. Приглашение не было принято. Тогда Худояр-хан, согласно одной из версий, подговорил друга Байзака – Батырбека датка. Тот правил в соседнем городе – Чимкенте, номинально находясь в составе Кокандского ханства.
Батырбек датка, по версии Амантая Айзахметова, приехал к Байзаку и сообщил, что правители кокандцев не имеют в отношении него никаких плохих намерений. Они хотят направить Байзака в составе посольства на переговоры с царской властью, чьи войска вплотную приблизились к границам могучего ханства. Россия в то время планировала провести укрепленную линию между Оренбургской и Сибирской губерниями. Для этого Западно-Сибирскому отряду предстояло занять укрепленные кокандцами города – Аулие-Ату, Чимкент и Ташкент. Чтобы избежать нападения русской армии, Худояр-хан якобы решил пойти на дипломатические шаги.
Байзак поверил старому другу и выехал в Чимкент, где должна была состояться встреча с Худояр-ханом (по другим данным, в Чимкентский гарнизон в это время прибыл фактический правитель Коканда – Алимкул-хан, он незадолго до этого сместил Худояра). Батыр из Аулие-Аты захватил с собой своего брата Байтерека, друга Жаугаша и 48 джигитов. Но в Чимкентской крепости кокандцы предложили Байзаку заведомо невыполнимые условия – войну против русских солдат и отход в другие места некоторых кочевий. А когда получили ожидаемый отказ, то захватили всех гостей из Аулие-Аты, обезоружили и обезглавили их. Байзак же был брошен в глубокий зиндан, где его продержали два месяца.
Обеспокоенные сыновья Байзака примкнули к Западно-Сибирскому отряду русской армии под командованием полковника Михаила Черняева и двинулись к Чимкенту. Историки подчеркивают, что численность русских войск была очень маленькой. И тысяча джигитов из Аулие-Аты стала хорошим подспорьем. Считавшаяся неприступной крепость была взята штурмом в сентябре 1864 года. Войска проникли в крепость через сводчатое отверстие в стене, по водопроводу. Гарнизон был поражен внезапным вторжением внутрь городской ограды чужих войск и практически не оказал сопротивления. Акмолда первым со своими джигитами ворвался во вражескую крепость, за что впоследствии был произведен в капитаны русской армии. А Михаила Черняева за взятие Чимкента наградили орденом Святого Георгия 3-й степени.
Но Акмолде не было суждено найти своего отца живым. Незадолго до этого Байзак был казнен. Его привязали к дулу пушки и выстрелили из нее. От тела батыра ничего не осталось. В окрестностях города был найден только его мизинец. Как гласит предание, его и захоронили в сакском кургане недалеко от Аулие-Аты.
Исследователь жизни батыра Амантай Айзахметов сообщает, что Акмолда, чтобы отомстить за отца, решил совершить карательные набеги в аулы Батырбека, заманившего Байзака в смертельную ловушку. Но от этого шага его отговорил полковник Черняев.
“У любого человека перед лицом смерти в мгновение ока проходит перед глазами вся прожитая жизнь, – пишет Амантай Айзахметов. – Какими были последние мысли батыра Байзака, привязанного к дулу пушки? Уже нет никакой надежды на спасение. Вероятно, он подумал о своих сыновьях. Вспомнил родной аул и родные кочевья. Иначе быть не может, ведь именно за счастье родной земли он и отдает свою жизнь”.
Сейчас историки задаются вопросом: неужели Батырбек, который тоже имел титул “датка” и был не менее уважаемым человеком, не мог предвидеть кончину Байзака от рук кокандцев? И мог ли он зазвать верного друга в свою крепость, фактически отправляя его на верную гибель? Что это – предательство друга или он сам пал жертвой обмана?
Существует и другая версия, как Байзак вместе с сыном оказался в Чимкенте. По мнению жамбылского журналиста-исследователя Бекета МОМЫНКУЛА, в Чимкент его в качестве представителя экспедиционного корпуса царской армии отправил сам… Черняев. А после того, как Байзак был казнен, верные Черняеву люди распространили слухи о том, что батыр погиб по вине Батырбека и двух других датка. Об этом якобы свидетельствует письмо полковника военному министру, недавно найденное в архиве Ташкента. В этом же письме сообщается, что аксакалы родов и племен, большинство населения не поверили ложной информации. Они знали, что между батырами были разногласия, но они не могли предать друг друга, тем более послать на верную смерть.
Байзак и Батырбек датка также способствовали строительству каналов, небольших водохранилищ, возле которых вырастали сады. Население стало оседлым и занималось земледелием…
– Байзак был истинным патриотом своего народа, пользовался непререкаемым авторитетом и уважением, – говорит известный казахстанский писатель Аргынбай БЕКБОСЫН. – Построенные под его руководством поливные каналы – Байзак-тоган, Базарбай-тоган, Торегельды-тоган – до сих пор служат жителям района и Тараза.
Могила Байзак батыра находится возле трассы Алматы – Ташкент, в 12 километрах от районного центра – села Сарыкемер. Сейчас забытое имя героя возвращено казахской степи. Ему установили памятник, Свердловский район Жамбылской области переименован в Байзакский. А в Таразе именем батыра названа одна из центральных улиц города.