Говоря о мавзолеях, нельзя пройти мимо самых известных – Айша-биби, Карахана, Бабаджи-хатун. Молва их связывает между собой, хотя доподлинно неизвестно, что было на самом деле. Тем не менее главная легенда о любви передается в Жамбылской области из поколения в поколение.
Воссоздавая историю этой любви, получим следующую картину. В древнем Таразе жил Карахан. Он, хоть и считался одним из правителей, был не очень богатым в сравнении с другими ханами. Проезжая однажды со свитой мимо речки Аса, он увидел девушек. Среди них выделялась красавица Айша, дочь известного ученого и поэта XII века Хакима Сулеймена Бакыргани. Карахан сразу же познакомился с ней, влюбился без памяти и уже через несколько дней просил ее руки у отца Айши. Хаким ответил согласием. Была назначена свадьба. Но отцу девушки не удалось дожить до торжественного момента. Будучи больным человеком, он умер на руках у дочери.
За воспитание 16-летней красавицы взялся шейх Айкожа, который вдруг воспротивился союзу сердец. Он считал Карахана недостаточно богатым и запретил красавице встречаться с женихом. Шейх сам тайно влюбился в Айшу и надеялся добиться взаимности. Но девушка была непреклонна и решилась бежать к возлюбленному в Тараз. Тайную связь между ними поддерживала кормилица девушки Бабаджа-хатун. Она была свидетельницей горя девушки, на которую обрушилась смерть отца и жестокость шейха. Обе женщины отправились в пеший путь ранним утром, в условленном месте их должен был ждать Карахан.
Узнав о побеге, шейх, по преданию, сказал: “Ты перейдешь шесть аулов, но в седьмом тебя будет ждать смерть”. Он послал вдогонку джигитов, которые должны были убить красавицу. Они настигли беглянок у той самой речки Аса. Солнце стояло уже высоко, и женщины решили искупаться. Заметив это, один из преследователей завернул в одежду девушки небольшую змею. И когда красавица надела головной убор, то была укушена ею. Бабаджи-хатун огласила степь громким плачем – у нее на руках умерла девочка, которую она воспитывала с самого рождения, заменив ей умершую мать.
Горю Карахана не было предела. В память о возлюбленной он построил мавзолей, сразу же ставший святым местом. Древнее строение считается уникальным памятником культуры, отличается великолепием оформления фасадов, сплошной облицовкой из терракотовых плит различной формы и 60 разновидностями орнамента. Мавзолей Айша-биби в одноименном селе поныне является местом паломничества туристов и молодоженов. Многие пары из Тараза и различных сел приезжают, чтобы поклониться великой любви.
Говорят, кормилица через несколько месяцев умерла, не выдержав горя. В честь нее Карахан также воздвиг мавзолей, находящийся в двадцати шагах от усыпальницы Айши. Он знаменит своим 16-ребристым зонтичным куполом двойной кривизны, не имеющим прямых аналогов в среднеазиатской архитектуре той поры. Мавзолей самого Карахана расположен в самом центре Тараза и представляет собой монументальное портально-купольное сооружение – образец среднеазиатской архитектуры средневековья.
Один из уникальных объектов архитектуры, взятых под защиту государства в Таразе, – бани Кали-Юнуса (Жунуса), построенные в конце ХІХ – начале ХХ века. Старейшина Назаркул УМАРОВ готов рассказать легенду, переданную ему предками.
Житель города Аулие-Ата (так раньше назывался Тараз) Кали был успешным купцом, торговавшим шелками из Бухары. Он также содержал небольшой караван-сарай. Кали накопил состояние. Говорят, у него было несколько сундуков с драгоценностями, и содержимое одного он решил потратить на строительство первой общественной бани. Собрав людей на одной из улиц, он сказал:
– Я хочу отблагодарить этим город за то, что он дал мне так много. А первый колышек пусть забьет человек, который считает себя достойным этого.
Тут же ринулась толпа желающих.
– Подождите! – остановил их Кали. – Человек этот должен быть чист перед Аллахом и перед собой, у него не должно быть обид на кого-то, и на него никто не должен быть обиженным.
Теперь уже никто не решился сделать и шага вперед.
– Неужели нет безгрешных людей? – сказал купец.
Тогда один из горожан предложил забить колышек самому Кали:
– Ты читаешь намаз, никогда никому не говорил худого слова, всегда был верен жене. Ты – самый достойный из нас.
Так сам инициатор стройки положил начало бане. Ее строили мастера из Ферганы и Бухары в восточном стиле. Над гладкими стенами возвысились десять куполов. Внутри помещения разного размера соединены между собой арочными проходами. Баня снабжалась водой при помощи водопроводной системы, а обогревалась благодаря специальной системе циркуляции воды. В 2002 году, к 2000-летию Тараза, бани реконструировали, сегодня они стали музеем.
Тараз продолжает хранить тайны, разгадать их пытается не одно поколение ученых. Одной из самых больших загадок является наличие под городом подземного хода – древнего тоннеля, который имеется возле знаменитого памятника Тектурмас.
Сначала несколько слов о самом мавзолее, расположенном на правом берегу реки Талас. Он воздвигнут на возвышенности, несколько лет назад был отреставрирован. Тектурмас считается местом погребения Султан-Махмуд-хана, при правителе Карахане он был главнокомандующим войсками царства Караханидов. По сохранившимся сведениям, он обладал несгибаемой волей и оказал заметное влияние на распространение ислама. И, несомненно, совершил немало добрых дел, поскольку народ прозвал его святым.
Поклониться его духу сегодня стекаются сотни паломников. Но то, что сейчас предстает взору, – уже измененный вариант древнего строения. Судя по единственной сохранившейся фотографии, датируемой 1890 годом, мавзолей представлял собой купольное сооружение из жженого кирпича, его углы завершались пилястрами. Сегодня у горы Тектурмас воздвигнут мусульманский дворец бракосочетания, где брак молодых пар скрепляет мулла.
Гору Тектурмас исследователи неразрывно связывают с пещерой, которая находится рядом с мавзолеем. Сюда первыми проникли топографы царской России, так описав увиденное: “Внутри имеется нечто вроде караванного пути”. Но пройти дальше они не смогли, так как в пещере слышались плач детей, девичий смех, окрики погонщиков. Это испугало ученых.
О подземном ходе никто не вспоминал вплоть до 90-х годов XX века, пока историк Амантай АЙЗАХМЕТОВ не задался целью найти описываемую в документе пещеру. И спустя несколько лет его поиски завершились удачей! Заветная дверь в древнее царство была найдена. Ныне покойный исследователь описал это в своей книге:
“То, что произошло тогда у горы Тектурмас, было невероятным. Когда мы расчистили ход, нашли конскую подкову. По этому ходу можно было идти, ведя на поводу верблюда. Но дальше, метров через тридцать, у нас начались сложности. Ход уперся в тупик. Вернее, впереди нас был завал”.
По версии исследователя, это был караванный путь. Дальнейший его ход ученые искали несколько лет. Они не знали, куда следует копать дальше – влево, вправо или вперед. Поиски оказались тщетными. Амантай Айзахметов предполагал, что подземный ход мог быть связан с другими “пещерами предков” и служил тайным ходом для правителей Тараза – Карахана, Султан-Махмуд-хана и других. Мог вывести их к подножию гор далеко за городом.
Увы, после смерти исследователя подземным ходом никто не интересуется, и эта тайна Тараза и его правителей остается нераскрытой.